2

 

Свидетели Иеговы и имя Бога

 

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:22, 23).

— Иисус Христос

 

Публикации Сторожевой Башни сообщают Свидетелям Иеговы, что истинное имя Бога — Иегова, и что суеверные иудейские переписчики давным-давно вычеркнули это имя из Библии. Но беспокоиться незачем, говорит Общество! В своем «Переводе нового мира» Священных Писаний Сторожевая Башня «смело и по праву» восстановила божественное имя во всех местах Ветхого Завета, где стоят древнееврейские буквы ЙХВХ [1].

Более того, Переводческий комитет Сторожевой Башни, работавший над «Переводом нового мира», вставил имя «Иегова» в те стихи Нового Завета, где, как считается, речь идет об Отце [2]. Они взяли на себя такую смелость вопреки тому, что это их решение прямо противоречит тысячам греческих рукописей Нового Завета, которыми мы располагаем, — причем, некоторые манускрипты датируются II веком н.э. (В Новом Завете всегда используются слова «Господь» [греч. kurios] и «Бог» [греч., theos], но никогда — «Иегова», даже в цитатах из Ветхого Завета [3]).

Очень вероятно, что Свидетель Иеговы, постучавшийся в вашу дверь, заговорит о важности использования правильного имени Бога, Иегова. Он откроет «Перевод нового мира» и процитирует какой-нибудь стих, вроде Римлянам 10:13 («Ибо “каждый призывающий имя Иеговы спасется”») и Иезекииль 39:6 («…И люди узнают, что Я — Иегова» — перевод с английского). Цитируя подобные отрывки, Свидетелю нередко удается убедить неосторожного и несведущего в Библии человека, что надлежащее использование «правильного» имени Бога, Иегова, абсолютно необходимо для спасения. С помощью такого подхода Общество Сторожевой Башни приобрело немало новообращенных.

Свидетели Иеговы убеждены, что они, как единственная группой, которая называет Бога Его «истинным» именем, Иегова, — единственные истинные последователи Бога [4]. Все остальные так называемые христианские конфессии, с их точки зрения, принадлежат к лживому, вдохновляемому Сатаной христианскому миру.

 

Происхождение «божественного имени»

 

Иногда люди спрашивают, откуда взялось имя Иегова. Изучая Библию, многие обнаруживают, что в еврейских и греческих рукописях, лежащих в основе английских (и русских) переводов Библии, этого имени нет [5]. (В Ветхом Завете встречается имя «Яхве» или, точнее, ЙХВХ [в древнееврейских текстах были только согласные буквы].) Откуда же, в таком случае, взялось имя Иегова?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что древние евреи испытывали суеверный страх перед произношением имени ЙХВХ. Они опасались, что, произнося это имя вслух, они могут нарушить Третью Заповедь, в которой говорится об употреблении имени Бога всуе (Исход 20:7). Таким образом, чтобы обезопасить себя от возможного нарушения заповеди, многие столетия при публичном чтении Писания евреи подставляли имя Adonai (Господь) или какое-либо другое слово вместо букв ЙХВХ, когда они встречались в тексте.

Впоследствии, боязливые иудеи-переписчики решили соединить гласные из слова Adonai (a-o-a) с согласными из слова ЙХВХ [6]. В результате образовалось слово «Яхова» или «Иегова». Таким образом, слово «Иегова» образовано соединением согласных из слова ЙХВХ и гласных из слова Adonai. И публикации Сторожевой Башни признают этот факт [7].

Я хочу сказать, что слово Иегова в действительности не является библейским понятием. Это слово выдумано человеком.

 

Почему же имя «Иегова» встречается в признанных переводах Библии?

 

Помимо «Перевода нового мира» есть и другие переводы Библии (речь идет о признанных переводах), в которых присутствует имя Иегова — либо везде, как в American Standard Version (1901 г.), либо в отдельных случаях. Примером перевода, в котором слово Иегова используется лишь в отдельных случаях является King James Version (всего четыре раза: Исход 6:3, Псалом 83:18; Исаия 12:2; 26:4) [8]. В New English Bible имя Иегова также используется в Книге Исход 3:15 и 6:3. Свидетели Иеговы нередко удивляют людей, ссылаясь на другие переводы, в которых используется имя Иегова. Создается впечатление, что Свидетели Иеговы правы в своих утверждениях, и единственное истинное имя Бога — Иегова.

Прежде чем мы пойдем дальше, я должен остановиться и сделать одно важное замечание. Имя Иегова не имеет под собой библейского основания, однако вы должны понимать, что богословы не знают точно, как правильно произносится древнееврейское слово ЙХВХ [9]. Большинство современных исследователей считает правильным говорить «Яхве», однако мы едва ли можем упрекнуть Свидетелей Иеговы за то, что они используют слово «Иегова» в тех местах Ветхого Завета, где встречаются еврейские буквы ЙХВХ (хотя за безосновательные вставки этого имени в Новом Завете их можно упрекнуть). В конце концов, некоторые христиане и ряд заслуживающих доверия переводов Библии также предпочитают огласовку «Иегова».

Поскольку многие уже согласились с тем, что использование слово «Иегова» — удобный способ говорить о Боге, наши разногласия со Свидетелями Иеговы связаны не с этим словом как таковым, а с тем, как Сторожевая башня использует это слово в своих толкованиях Библии и богословских утверждениях. Мы вскоре убедимся в том, что их подход к употреблению слова «Иегова» вполне заслуживает, чтобы его назвали ересью.

 

Является ли Иисус Иеговой?

 

Главная особенность богословия Сторожевой Башни состоит в том, что Иисус, по их мнению, не является Иеговой. Они говорят, что Христос был сотворен как ангел — точнее, как архангел Михаил. В журнале «Сторожевая башня» мы читаем: «Писание дает нам основание сделать вывод о том, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил» [10]. Более того: «“Михаил, князь великий”, — никто иной, как сам Иисус Христос» [11].

Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «богом крепким», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом [12]. Журнал «Сторожевая башня» спрашивает: «Если Иисус “Нового Завета” — это Иегова “Ветхого Завета”, как утверждают многие, разве не должна найтись хотя бы одна библейская ссылка, где было бы сказано, что Иисус есть Иегова? Но ни одной такой ссылки нет» [13].

Свидетели Иеговы часто цитируют слова Самого Иисуса из Луки 4:8, как они звучат в «Переводе нового мира»: «Поклоняйся Иегове, Богу твоему, и только ему совершай священное служение» (обратите внимание на неоправданную вставку слова «Иегова» в этот новозаветный стих). Подобные стихи, по словам Cвидeтeлeй Иеговы, показывают, что Иисус — не Иегова. Только Отец есть Иегова, утверждают они.

 

Чаще всего в обоснование своих представлений о божественном имени Свидетели Иеговы ссылаются на Исход 3:15 и Матфея 6:9. Но есть и много других, поэтому, когда мы будем подробно разбирать эти два отрывка, помните, что они — лишь малая часть большого списка. Но аргументы из Писания, которые я приведу в опровержение того, как Сторожевая Башня истолковывает эти стихи, вполне применимы и к другим аналогичным стихам.

 

Исход 3:15 — Иегова: имя Бога навеки?

 

В Исходе 3:15 мы читаем, что в ответ на вопрос Моисея о Его имени Бог сказал: «Вот, что ты должен сказать сынам Израилевым: “Иегова, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал Меня к вам”. Это Мое имя на бесконечные времена, и это напоминание обо Мне из рода в род» (ПНМ, перев. с англ.).

Свидетели Иеговы утверждают, что этот стих навеки заповедует людям называть Бога Иеговой. В одной из публикаций Сторожевой Башни говорится:

 

Для этого самого поколения в двадцатом веке, для нашего собственного поколения, начиная с 1914 г. н. э., имя вечного Бога — ИЕГОВА. Таково его святое имя на всю вечность, и в качестве напоминания о нем, именно под этим именем мы должны помнить о нем вовеки. Это его неизменное имя. С начала существования человека до дней Моисея оно не изменилось; и от Моисея в далеком 1514 г. до н. э. до настоящего дня это имя не изменилось. Поэтому после всех этих тысячелетий нам сегодня приличествует использовать это имя достойным образом [14].

 

Как мы уже отмечали ранее, Общество Сторожевой Башни утверждает, что Свидетели Иеговы — единственные, кто последовательно называет Бога этим именем, и, следовательно, только они являются истинными последователями Бога. Все остальные находятся вне царства Иеговы.

На самом деле Писание указывает на личность Бога и другими способами. Возьмите, к примеру, фразу «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», которая много раз встречается в Писании [15]. Это обстоятельство говорит о том, что Бог действительно известен под именем Иегова (точнее, Яхве) — но не только под именем Иегова (или Яхве). У Него есть и другие имена. Таким образом, Исход 3:15 не доказывает, что Иегова — единственное имя, которым можно называть Бога.

 

______________ВОПРОС...__________________________________________________________________________

 

·         Бога часто называют «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» — без какого-либо упоминания имени Иегова. Не значит ли это, что имя Иегова — не единственное возможное обращение к Богу?

 См. также Ис. 57:15 («…святой имя Его»), Ис. 63:16 («…имя Твое Искупитель наш»), Исход 6:3 – «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем ‘Бог Всемогущий’, а с именем Моим ‘Господь’ (Иегова) не открылся им» и Исх. 34:14 «имя Его - ревнитель».

__________________________________________________________________________________________________

 

В связи с вышеизложенным следует отметить, что в новозаветные времена Иисус ни разу не назвал Отца Иеговой [16]. Если Свидетели Иеговы правы, и Бога всегда нужно называть именем Иегова, то Иисус однозначно нарушил это правило. (Время от времени «Перевод нового мира» вкладывает в уста Иисуса имя Иегова, но это решение создателей ПНМ полностью игнорирует свидетельство тысяч греческих рукописей, которыми мы располагаем).

Вспомните Молитву Господню. Иисус начал эту молитву не словами «Иегова Бог, сущий на небесах». Он сказал: «Отче наш, сущий на небесах» (Матфея 6:9) [17]. Таким же образом Иисус начинал и другие молитвы (Матфея 11:25; 26:39-42; Марка 14:36; Луки 10: 21; 22:42; 23:34) [18]. И то, что Иисус учил Своих последователей молиться именно таким образом, неудивительно. Поскольку мы — дети Божьи, у нас есть исключительная привилегия прийти к Отцу и обратиться к Нему: «Авва! Отче!» (Римлянам 8:15; Галатам 4:6). Мы можем называть Бога Отцом, и это еще раз подтверждает, что нам не следует искать в Исходе 3:15 указание на единственное имя, которым мы можем называть Бога [19].

 

______________ВОПРОС__________________________________________________________________________

 

·         Поскольку Иисус никогда не называл Отца Иеговой, и поскольку Он учил нас называть Бога Отцом, не значит ли это, что имя Иегова — вовсе не единственное возможное обращение к Богу?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

Необходимо еще раз подчеркнуть, что слово «Иегова», судя по греческим рукописям Нового Завета, ни разу не встречается в тексте Нового Завета. Это чрезвычайно важно — ведь если бы имя Иегова было единственным именем Бога для всех поколений, оно, несомненно, присутствовало бы в Новом Завете. Но это не так, несмотря на то, что в своем «Переводе нового мира» Сторожевая Башня произвольно вставляет слово «Иегова» в те новозаветные стихи, в которых, как они считают, речь идет только об Отце.

Отметив для себя этот факт, давайте кратко рассмотрим Исход 3:15 и выясним, что он означает на самом деле. Имя Яхве («Иегова», как вы помните, — неправильная огласовка) родственно древнееврейскому глаголу «быть». Впервые мы встречаем это имя в 3-й главе Книги Исход, где Моисей спрашивает Бога, каким именем Его следует называть. Бог отвечает: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал  меня к вам» (стих 14).

Фраза «Я есмь Сущий» и слово «Яхве» — не одно и то же. Однако и «Сущий» (стих 14), и «Яхве» (стих 15) — производные одного и того же глагола «быть». Имя «Я есмь Сущий», которое Бог открыл Моисею в 14-м стихе, выражает Его вечную природу, а затем, в 15-м стихе, сокращается до «Яхве». Эти имена происходят от одного корня, и их, по сути, можно считать взаимозаменяемыми.

Прежде чем мы двинемся дальше, очень важно запомнить, что в древнем мире имя было не просто ярлыком, как сегодня. Считалось, что имя отражает сущность его обладателя. Знать имя человека было равносильно знанию его природы и существа.

Изучение Писания показывает, что Сам Бог и Его имя часто упоминаются в одном контексте, образуя параллелизм (литературный прием, указывающий на близкое соответствие). Множество тому примеров можно найти в Псалмах: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему» (Псалом 17:50); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах; имя Ему Господь; и радуйтесь пред лицем Его» (Псалом 67:5); «Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое» (Псалом 73:18); «Буду восхвалять Tебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно» (Псалом 85:12) (курсив автора). Писание явно рассматривает сущность Бога и Его имя как неразделимые понятия. Знать одно — значит знать и другое.

Большинство богословов сегодня сходится во мнении, что имя Яхве выражает идею вечного и самодостаточного существования. Яхве не возник в какой-то определенный момент времени, поскольку Он существовал всегда. Он никогда не рождался. Он никогда не умрет. Он не стареет, потому что Он вне времени. Знать Яхве — значит знать Вечного [20]. Богословы также отмечают, что имя Яхве выражает идею абсолютного главенства и всевластия Бога. Таким образом, имя Яхве раскрывает образ Бога как вечного Господа и верховного Владыки Вселенной.

Следовательно, когда Бог сказал: «Вот имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:15), — Он не  только сообщил Моисею Свое имя, но и объявил, что проявит Себя (на протяжении всех поколений) таким, каким Его описывает имя Яхве (то есть Обладателем вечного и самодостаточного существования и верховной власти). И Он обещал сделать это так, что все поколения будут знать Его и почитать Его таким, какой Он есть на самом деле.

Таким образом, главная мысль нашего библейского отрывка не ограничивается лишь указанием на имя Бога, но — что более важно — состоит в том, что люди во всех поколениях будут понимать истинную природу и сущность Бога. Бог будет свидетельствовать всем поколениям, что Он вечен и самодостаточен по Своей природе, и что Он — верховный Владыка Вселенной. Этим Он разительно отличается от ложных богов, которые не существуют сами по себе (да и вовсе не существуют) и ни над чем имеют власти (3 Царств 18:86). Бог абсолютно уникален как самодостаточный и верховный Владыка Вселенной, и возвестить всем поколениям об этой уникальности должно было слово «Яхве».

Подведем итоги: 1) Бог действительно называется именем Иегова (Яхве), но не только именем Иегова (Яхве); 2) в Писании Бога называют и другими именами, не только именем Иегова; 3) Иисус никогда не называл Бога Иеговой, а называл Его «Отцом»; 4) верующие имеют исключительную привилегию называть Бога «Отцом»; 5) слово «Иегова» не встречается в Новом Завете нигде (ни в одной греческой рукописи); и 6) главная мысль стиха Исход 3:15 не сводится лишь к упоминанию имени Бога, но — что более важно — указывает на то, что люди во всех поколениях будут понимать истинную природу и сущность Бога.

С учетом всего вышесказанного, утверждение, что Бога всегда следует называть именем Иегова (Яхве), не соответствует учению Писания. Хотя «Яхве» — почти наверняка правильное имя Бога, не менее правильно будет называть Его и другими именами, что подтверждается и Ветхим Заветом, и Новым.

 

Матфея 6:9 — «Святить имя Бога»

 

В Матфея 6:9 мы читаем: «А потому молитесь так: “Отец наш на небесах, да освятится имя Твое…”» (ПНМ). Единственный способ святить имя Бога, говорят Свидетели Иеговы, — называть Его истинным именем, «Иегова», и относиться к этому имени, как к святыне [21]. Более того, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны обращаться к Богу, используя это имя [22]. Называть Бога каким-либо другим именем значит бесчестить Его [23].

Как мы уже знаем, Сторожевая Башня полагает, что суеверные иудеи и христиане-отступники удалили из Библии священное имя Иегова [24]. Развивая эту мысль, Свидетели Иеговы говорят нам, что большинство современных переводов Библии также вводит людей в заблуждение, не используя слово «Иегова» в качестве имени Бога. В 1961 году Общество Сторожевой Башни издало книгу, озаглавленную словами из Матфея 6:9 — Let Your Name Be Sanctified [«Да освятится имя Твое»], в которой мы читаем:

 

Перевод Книги [Библии] на все большее количество языков и диалектов продолжается, чтобы Книга могла достигать все новых и новых людей, вечная жизнь которых находится в опасности. Но из многих подобных переводов мы не можем узнать имя нашего Творца, потому что вместо его имени используются другие слова или титулы. Такие переводы не уважают и не почитают имя и не содержат его в святости; фактически, оно было скрыто от читателей, которым необходимо знать это имя для своего спасения [25].

 

Как же нам узнать это «имя», которое даст нам спасение? Та же публикация Сторожевой Башни сообщает нам:

 

Если наше сердце озабочено нашими вечными интересами, мы побеспокоимся о том, чтобы познакомиться с Богом, узнать его таким, какой он есть, а не таким, каким его неверно изображают христиане. Мы можем приобрести это знание путем чтения и изучения Книги его имени, Святой Библии, и близкой связи с одобренной им видимой организацией, «людьми имени его», остатком его помазанных свидетелей, классом «верного и благоразумного раба» [26].

 

Библейское учение. Правда ли, что суеверные переписчики-иудеи вычеркнули священное имя Иеговы из Библии, как утверждают Свидетели Иеговы? Абсурд! Это утверждение абсолютно необоснованно. Вы можете привести какие-нибудь неопровержимые свидетельства?

Особенно нелепо это утверждение звучит ввиду того, что Общество Сторожевой Башни постоянно настаивает на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей [27]. Так, в своей публикации «Ты можешь жить вечно в раю на земле» они ссылаются на слова сэра Фредерика Кеньона и выражают свое согласие с автором. Между тем, Кеньон свидетельствует о достоверности текста как Ветхого, так и Нового Завета [28].

 

Утверждение Сторожевой Башни, что божественное имя было удалено из Библии суеверными переписчиками, — выдумка, беспардонная ложь! И дело не только в том, что это заявление не основывается ни на каких фактах, — существует огромное количество фактов, свидетельствующих об обратном. И чем больше рукописей мы изучаем, тем больше убеждаемся, что древние переписчики были поразительно точны в передаче библейского текста.

Подробнее об этом: http://www.apolresearch.org/win/index.php3?razd=1&id1=13&id2=99
и
http://www.apolresearch.org/win/index.php3?razd=1&id1=13&id2=98

 

______________ВОПРОС.__________________________________________________________________________

 

·         Как может Общество Сторожевой Башни одновременно настаивать на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей и утверждать, что имя Иегова было вычеркнуто из этих рукописей суеверными переписчиками-иудеями?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

Одна из сотрудниц Христианского исследовательского института — Мэриан Бодин, знаток богословия Сторожевой Башни, — говорит, что вставки имени Иегова в Новый Завет (вопреки свидетельству рукописей) «представляют собой лишь еще одну попытку Свидетелей Иеговы скрыть истину о том, что Новый Завет последовательно возвеличивает имя Иисуса, а не Иеговы» [29]. Мэриан предлагает ряд вопросов, с помощью которых можно показать, что Новый Завет последовательно возвеличивает Иисуса, а не Иегову

 

______________ВОПРОСЫ.__________________________________________________________________________

 

·         Во имя кого мы должны собираться (Матфея 18:20; 1 Коринфянам 5:4)?

·         Чьему имени повинуются бесы (Луки 10:17; Деяния 16:18)?

·         Во имя кого нам следует проповедовать покаяние и прощение (Луки 24: 47)?

·         Во имя кого вы веруете и получаете прощение грехов (Иоанна 1:12; Деяния 16:43; 1 Иоанна 3:23; 5:13)?

·         Чьим именем (и ничьим другим) мы обретаем спасение (Деяния 4:12)?

·         Чье имя мы должны призывать, обращаясь к Богу с прошениями в молитвах (Иоанна 14:13, 14; 15:16; 16:23, 24)?

·         Чьи имя и власть призывали апостолы, исцеляя больных и хромых (Деяния 3:16; 4:7-10, 30)?

·         Чье имя велел нам призывать Павел (1 Коринфянам 1:2)?

·         Чье имя превыше любого другого имени (Ефесянам 1:21; Филиппийцам 2:9-11) [30]?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

Очевидно, что ответ на все эти вопросы — имя Иисуса Христа. Перечисленных ссылок на Писание более чем достаточно, чтобы понять, какое имя отличает истинных последователей Бога.

Текст упомянутого здесь отрывка Филиппийцам 2:9-11 — где сказано, что Христу было дано имя превыше всякого имени, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (ПНМ), — Павел позаимствовал из ветхозаветного отрывка, в котором речь идет о Яхве. Действительно, Павел — превосходный знаток Ветхого Завета — явно намекает на слова, записанные пророком Исаией: «Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Исаия 45:22-24). Павел использует все свои обширные познания относительно Ветхого Завета, чтобы показать: что истинно в отношении Яхве, то истинно и в отношении Христа, Владыки всего человечества.

В Деяниях 1:8 записаны слова Иисуса, обращенные к апостолам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Мы призваны быть свидетелями Иисуса Христа, а не Иеговы! *

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·         Исходя из текста Деяний 1:8, чьими свидетелями мы должны быть?

·         Поскольку вы уделяете исключительное внимание Иегове, будет ли честно сказать, что вы исполняете поручение, данное нам в Деяниях 1:8?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

Но если имя, по которому можно узнать истинных последователей Бога, — это имя Иисуса (а мы уже убедились в этом), о чем идет речь в Матфея 6:9, где Иисус говорит: «А потому молитесь так: “Отец наш на небесах, да освятится имя Твое…”» (ПНМ; курсив автора)? Прежде всего, заметьте, что в этом стихе (и в любом другом отрывке Писания) Иисус ни разу не называет Бога «Иеговой». Он называет Бога «Отцом». Уже один этот факт опровергает точку зрения Сторожевой Башни.

Вспомните, что было сказано выше об отношении древних к имени человека. Имя считалось эквивалентом того, кто его носит. Знание имени человека было равносильно знанию его природы и существа. Таким образом, имя Бога указывает на Бога, каким Он открыл Себя человечеству. Имя Бога — отражение того, кто Он есть **. Следовательно, в Матфея 6:9 речь идет не просто о почитании имени Бога, но, прежде всего, о почитании Личности, которую это имя представляет.

С учетом этих обстоятельств, важно отметить, что слово «святить», использованное в греческом тексте, означает «почитать», «обращаться, как со святыней», «высоко ценить, почитать и обожать». Безусловно, Бог уже свят. Это молитва не о том, чтобы Бог или Его имя стали святыми, а о том, чтобы Божий народ относился к Богу и Его имени как к святыне, с почтением (ср. Исход 20:8; Левит 19:2, 32; Иезекииль 36:23; 1 Петра 1:15) ***. Однако мы святим имя Бога не тем, что вслух называем Его «Иеговой» (словом, которого нигде — я повторяю, нигде нет в контексте), а тем, что следим за своими мыслями и поступками, чтобы ничем не уронить Его достоинство.

Антонимом слова «святить» является слово «сквернить», которое имеет значение «относиться с равнодушием», «пренебрегать», «не принимать всерьез». Именно так на протяжении всей истории обращались с Богом язычники. В отличие от язычников, дети Божьи должны проявлять к Нему величайшее почтение во всех своих мыслях и поступках.

 

Иисус и есть Яхве

 

Будь Иисус на самом деле Иеговой (Яхве), говорят Свидетели Иеговы, хотя бы один библейский стих непременно называл бы Его этим именем. Я покажу вам, что Иисус есть Яхве, но прежде позвольте мне обратить ваше внимание на один важный факт.

Давайте вспомним, что в Новом Завете (в большинстве переводов) имени Яхве нет. Уже по одной только этой причине в Новом Завете не может быть стиха, в котором Иисус был бы прямо назван Яхве [31]. С другой стороны, апологет Роберт М. Боумэн замечает: «Однако и о том, что Отец есть Иегова, Библия нигде не говорит именно таким образом» [32]. Иными словами, Отец нигде прямо не называется «Иеговой».

Однако в Писании сказано, что Яхве — единственный истинный Бог (Бытие 2:4; Второзаконие 6:4; Исаия 45:5, 21). Опираясь на этот факт и зная, что Отец — тоже единственный истинный Бог (Иоанна 6:27; 17:3), мы логическим путем  приходим к выводу, что Отец есть Яхве. Точно таким же образом мы узнаем из Писания, что Иисус — истинный Бог (Иоанна 1:1; 8:58; 20:28; Титу 2:13; Евреям 1:8). Следовательно, Он тоже Яхве [33]. Кроме того, — и об этом мы еще поговорим — Иисус открыто признал Себя Яхве в Иоанна 8:58, когда сказал иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (ср. Исход 3:14).

Дополнительные свидетельства о том, что Христос есть Яхве, мы находим в Септуагинте. Септуагинта — это перевод Ветхого Завета на греческий язык, сделанный еще до рождения Христа. Еврейская фраза «Я ЕСМЬ» (имя Бога) из Исхода 3:14 в этом переводе передается греческой фразой ego eimi [34]. Как показывает греческий текст Нового Завета, Иисус много раз использовал эту фразу, чтобы отождествить Себя с Богом [35]. Например, в Иоанна 8:24 Иисус говорит: «Если не уверуете, что это Я [Я ЕСМЬ или ego eimi], то умрете во грехах ваших». В оригинальном греческом тексте слова «это» нет. В буквальном переводе 24-й стих выглядит так: «Если не уверуете, что Я ЕСМЬ, то умрете во грехах ваших».

Далее, в 28-м стихе, Иисус говорит иудеям: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [Я ЕСМЬ или ego eimi]…». Текст греческого оригинала и здесь звучит так же: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я ЕСМЬ» (слова «это» нет). Иисус намеренно использовал эту фразу, чтобы показать, что Он — Яхве [36].

Очень показателен тот факт, что ветхозаветные тексты, в которых говорилось о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Например, пророк Исаия сказал: «В пустыне приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему» (Исаия 40:3). Евангелие от Марка сообщает нам, что исполнением слов Исаии стало служение Иоанна Крестителя, который приготовил путь Иисусу Христу (Марка 1:2-4).

Еще одним примером служит отрывок Исаия 6:1-5, где пророк рассказывает, что видел Яхве, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (стих 1). Серафимы при этом восклицали: «Свят, свят, свят Господь [Yahweh] Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (стих 3). Исаия также приводит слова Яхве: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы моей иному» (42:8). Впоследствии апостол Иоанн, по вдохновению Святого Духа, написал, что Исаия «видел славу Иисуса» (Иоанна 12:41). Слава Яхве приравнивается к славе Иисуса.

О божественности Иисуса свидетельствует и то, что многие дела, которые в Ветхом Завете делает Яхве, в Новом Завете приписываются Иисусу. Например, в Псалме 118 мы не менее десяти раз читаем, что Яхве дарует и сохраняет жизнь. Однако Иисус в Новом Завете претендует на такую же власть: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоанна 5:21). Иоанн также приводит слова Иисуса, сказанные в беседе с Марфой, сестрой Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Иоанна 11:25).

В Ветхом Завете голос Яхве уподобляется «шуму вод многих» (Иезекииль 43:2). О прославленном Иисусе на небесах мы также читаем: «И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его — как шум вод многих» (Откровение 1:15). Что справедливо в отношении Яхве, то справедливо и в отношении Иисуса.

Очень интересно и то, что Ветхий Завет описывает Яхве как «вечный свет», перед которым меркнут солнце, луна и звезды: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется; ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Исаия 60:19, 20). Иисус тоже будет вечным светом грядущего вечного города, в котором святые будут жить вовеки: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откровение 21:23).

Дэвид Ф. Уэллс в своей книге The Person of Christ перечисляет еще больше общих черт Христа и Яхве:

 

Яхве — освящающий нас (Исх. 31:13) и вездесущий (Пс. 138:7-10), наш мир (Суд. 6:24), наша праведность (Иер. 23:6), наша победа (Исх. 17:8-16) и наш целитель (Исх. 15:26), но и Христос обладает всеми этими свойствами (1 Кор. 1:30; Кол. 1:27; Еф. 2:14). Евангелие названо Божьим (1 Фес. 2:2, 6:9; Гал. 3:8), но это же самое Евангелие названо и Христовым (1 Фес. 3:2; Гал. 1:7). Церковь названа Божьей (Гал. 1:13; 1 Кор. 15:9), но эта же самая Церковь названа и Христовой (Рим. 16:16). Царство Божье (1 Фес. 2:12) — также и Христово (Еф. 5:5); любовь Божья (Еф. 1:3-5) — также и Христова (Рим. 8:35); Слово Божье (Кол. 1:25; 1 Фес. 2:13) — также и Христово (1 Фес. 1:8; 4:15); Дух Божий (1 Фес. 4:8) — также и Христов (Фил.1:19); мир Божий (Гал. 5:22; Фил. 4:9) — также и Христов (Кол. 3:15; ср. Кол. 1:2; Фил. 1:2; 4:7), Божий судный «день» (Ис. 13:6) — также и христов судный «день» (Фил. 1:6, 10; 2:16; 1 Кор. 1:8); Божья милость (Мф. 2:8, 9; Кол. 1:6; Гал. 1:15) — также и Христова (1 Фес. 5:28; Гал. 1:6; 6:18); Божье спасение (Кол. 1:13) — также и Христово спасение (1 Фес. 1:10); а воля Божья (Еф. 1:11; 1 Фес. 4:3; Гал. 1:4) — также и воля Христова (Еф. 5:17; ср. 1 Фес. 5:18). А потому неудивительно, что Павел называл себя рабом Бога (Рим.1:9) и Христа (Рим. 1:1; Гал. 1:10), и утверждал, что живет во славу Бога (Рим. 55:2; Гал. 1:24) и Христа (2 Кор. 8:19, 23; ср. 2 Кор. 4:6), что он верит в Бога (1 Фес. 1:8, 9; Рим. 4:51-5) и в Христа Иисуса (Гал. 3:22), и что спасительное познание Бога (Гал. 4:8; 1 Фес. 4:5) заключается в познании Христа (2 Кор. 4:6) [37].

 

Таким образом, Иисус, вне всякого сомнения, есть Яхве (или Иегова). Он существует от вечности и равен Богу Отцу и Богу Святому Духу. Прежде чем время начало свой бег, Христос уже был «Я ЕСМЬ». Он был прежде всего. Подобно Отцу и Святому Духу, Он жив от века и до века.

 

______________ВОПРОС __________________________________________________________________________

 

·         Многие отрывки Ветхого Завета, где речь идет о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Что это говорит вам об истинной природе Иисуса?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

В таблице, приведенной ниже, перечислены имена, титулы и качества Яхве и Иисуса, которые свидетельствуют об их тождестве. Что истинно в отношении Яхве, истинно и в отношении Иисуса.

 

Сравнение Яхве и Иисуса

 

Описание

Употребляется по отношению к Яхве

Употребляется по отношению к Иисусу

Яхве

(«Я ЕСМЬ»)

Исход 3:14

Второзаконие 32:39

Исаия 43:10

Иоанна 8:24

Иоанна 8:58

Иоанна 18:4-6

Бог

Бытие 1:1

Второзаконие 6:4

Псалом 44:7, 8

 

Исаия 7:14; 9:6

Иоанна 1:1, 14

Иоанна 20:28

Титу 2:13

Евреям 1:8

2 Петра 1:1

Альфа и Омега

(Первый и Последний)

Исаия 41:4

Исаия 48:12

Откровение 1:8

Откровение 1:17, 18

Откровение 2:8

Откровение 22:12-16

Господь

Исаия 45:23

Деяния 7:59, 60

Деяния 10:36

Римлянам 10:12

1 Коринфянам 2:8

1 Коринфянам 12:3

Филиппийцам 2:10, 11

Спаситель

Исаия 43:3

Исаия 43:11

Исаия 63:8

Луки 1:47

Иоанна 4:10

1 Тимофею 4:10

Матфея 1:21

Луки 2:11

Иоанна 1:29

Иоанна 4:42

Титу 2:13

Евреям 5:9

Царь

Псалом 94:3

Исаия 43:15

1 Тимофею 6:14-16

Откровение 17:14

Откровение 19:16

 

Судья

Бытие 18:25

Псалом 49:4, 6

Псалом 95:13

Римлянам 14:10

Иоанна 5:22

2 Коринфянам 5:10

2 Тимофею 4:1

Свет

2 Царств

Псалом 26:1

Исаия 42:6

Иоанна 1:4, 9

Иоанна 3:19

Иоанна 8:12

Иоанна 9:5

Скала (Твердыня)

Второзаконие 32:3, 4

2 Царств 22:32

Псалом 88:27

Римлянам 9:33

1 Коринфянам 10:3,4

1 Петра 2:4-8

Искупитель

Псалом 129:7, 8

Исаия 48:17

Исаия 54:5

Исаия 63:9

Деяния 20:28

Ефесянам 1:7

Евреям 9:12

Наше оправдание

Исаия 45:24

Иеремия 23:6

Римлянам 3:21, 22

Муж

Исаия 54:5

Осия 2:6

Матфея 25:1

Марка 2:18, 19

2 Коринфянам 11:8

Ефесянам 5:25-32

Откровение 21:2, 9

Пастух

Бытие 49:24

Псалом 22:1

Псалом 79:2

Иоанна 10:11, 16

Евреям 13:20

1 Петра 2:25

Творец

Бытие 1:1

Иов 33:4

Псалом 94:5, 6

Псалом 101:26, 27

Исаия 40:28

Иоанна 1:2, 3, 10

Колоссянам 1:15-18

Евреям 1:1-3, 10

Дает жизнь

Бытие 2:7

Второзаконие 32:39

1 Царств 2:6

Иоанна 5:21

Иоанна 10:28

Иоанна 11:25

Прощает грехи

Исход 34:6, 7

Иеремия 9:17

Даниил 9:9

Иона 4:8

Марка 2:1-12

Деяния 26:18

Колоссянам 2:13

Колоссянам 3:13

Господь наш Исцелитель

Исход 15:26

Деяния 9:34

Вездесущий

Псалом 138:7-12

Притчи 15:3

Матфея 18:20

Матфея 28:20

Ефесянам 3:17; 4:10

Всеведущий

3 Царств 8:39

Иеремия 17:9, 10, 16

Матфея 11:27

Луки 5:4-6

Иоанна 2:25

Иоанна 16:30

Иоанна 21:17

Деяния 1:24

Всемогущий

Исаия 40:10-31

Исаия 45:5-13

Матфея 28:18

Марка 1:29-34

Иоанна 10:18

Иуда 24

Существовал до сотворения мира

Бытие 1:1

Иоанна 1:15, 30

Иоанна 3:13, 31, 32

Иоанна 6:62

Иоанна 16:28

Иоанна 17:5

Вечный

Псалом 101:25, 27-28

Аввакум 3:6

Исаия 9:6

Михея 5:2

Иоанна 8:58

Неизменный

Исаия 46:9, 16

Малахия 3:6

Иакова 1:17

Евреям 13:8

Тот, Кому поклоняются

Матфея 4:10

Иоанна 4:24

Откровение 5:14

Откровение 7:11

Откровение 11:16

Матфея 14:33

Матфея 28:9

Иоанна 9:38

Филиппийцам 2:10, 11

Евреям 1:6

Говорит с божественным авторитетом

«Так сказал Господь» используется сотни раз

 

Матфея 23:34-37

Иоанна 7:46

«Истинно, истинно, говорю Я...» [38]

 

 



* Свидетели Иеговы осознают реальность этой проблемы и даже пытаются как-то объяснить возникшее противоречие, но их «объяснение» в действительности ничего не объясняет. Скорее, они просто уходят от вопроса. См. Сторожевая башня, 1 декабря 1998 г., с. 4-7.

** Общество Сторожевой Башни признает этот факт. См. Божье имя пребудет вовеки, с. 4, 28. — Прим. науч. ред.

*** Общество Сторожевой Башни признает этот факт. См. Божье имя пребудет вовеки, с. 28. — Прим. науч. ред.



[1] Божье имя пребудет вовеки (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1994), с. 27.

[2] Там же. См. тж. Библия. Христианские Греческие Писания — Перевод нового мира (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2001), с. 1433-1434.

[3]

[4] Божье имя пребудет вовеки, с. 30.

[5] Свидетели Иеговы ссылаются на несколько рукописей Септуагинты, в которых есть имя Иегова (Сторожевая башня, 1 ноября 1993 г., с. 30-31), но полагаться на свидетельство таких манускриптов не стоит. В абсолютном большинстве рукописей это имя отсутствует. См. тж. Библия. Христианские Греческие Писания — Перевод нового мира, с. 1428-1433.

[6]

[7] Божье имя пребудет вовеки, с. 8.

[8]

[9]

[10]

[11]

[12] Следует ли верить в Троицу? (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998), с. 28-29; Ты можешь жить вечно в раю на земле (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 39-40.

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22] Познание, ведущее к вечной жизни (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995), с. 27.

[23]

[24] Божье имя пребудет вовеки, с. 27.

[25] Let Your Name Be Sanctified (Brooklyn, Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 12, вставка автора. См. тж. Сторожевая башня, 15 августа 1997 г., с. 6; 1 октября 1997 г., с. 17.

[26]

[27] Ты можешь жить вечно в раю на земле ((Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 52-53; Библия — слово Бога или человека? (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998), с. 59-60.

[28] Ты можешь жить вечно в раю на земле, с. 53.

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

Hosted by uCoz