8


Кто такой Святой Дух?


Святой Дух — Личность, а не сила, и эта Личность — Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.

Миллард Дж. Эриксон1

По учению Общества Сторожевой Башни, Святой Дух — не личность и не Бог. Святой Дух — это безличная “действенная сила” Бога, исполняющая Его волю в мире 2. Вот и в журнале “Сторожевая башня” за 2000 год утверждается, что Святой Дух — “не личность, а мощная действующая сила Бога, с помощью которой он исполняет свою волю” 3. Это отрицание личности и божественности Святого Духа естественным образом вытекает из отрицания учения о Троице.

В изданной Сторожевой Башней брошюре “Следует ли верить в Троицу?” говорится, что Святого Духа в какой-то степени “можно уподобить электричеству — силе, которую можно приспособить для выполнения самых разнообразных дел” 4. Как человек использует электричество для достижения различных целей, так и Бог использует безличную силу, именуемую Святым Духом, для достижения Своих целей.

Именно эта мощная сила в виде голубя сошла на Иисуса во время Крещения (Марка 1:10). “Эта действующая сила Бога позволила Иисусу исцелять больных и воскрешать мертвых” 5. Эта же сила дается и христианам, что “позволяет им претерпевать испытания веры и делать то, что без этого духа было бы им не под силу” 6.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что их точку зрения подтверждают библейские описания людей, которые исполнялись, крестились и были помазаны Святым Духом. Подобные выражения, по словам Сторожевой Башни, уместны только в том случае, если Святой Дух — сила, а не личность 7. В конце концов, как может одна личность наполнять тысячи людей одновременно? Личность нельзя разделить таким образом.

Кроме того, будь Святой Дух личностью, у Него, как у Отца и Сына, было бы имя. Мы знаем из Писания, говорит Сторожевая Башня, что личное имя Отца — Иегова. Личное имя Сына — Иисус. Но личное имя Святого Духа в Писании не названо нигде 8. Следовательно, Дух Святой, в отличие от Отца и Сына, — не личность.

Общество Сторожевой Башни признает, что в некоторых стихах Святому Духу приписывается способность говорить с людьми, и что это, на первый взгляд, указывает на Его личность. Однако Свидетели Иеговы тут же утверждают: “…Хотя в некоторые библейских стихах сказано, что дух говорит, другие стихи показывают, что в действительности это делается через людей или ангелов (Матфея 10:19, 20; Деяния 4:24, 25; 28:25; Евреям 2:2). Действие духа в таких случаях подобно действию радиоволн, с помощью которых передаются сообщения между людьми, находящимися далеко друг от друга” 9. “Бог своим духом передает послания и сообщает свою волю умам и сердцам своих служителей на земле, которые, в свою очередь, могут донести это послание до других” 10.

Как говорит Общество Сторожевой Башни, хотя Дух Святой не личность, а действующая сила Бога, в Писании ему часто приписываются черты личности. Но точно так же в Писании персонифицируются мудрость, грех и смерть 11. В брошюре “Следует ли верить в Троицу?” есть, например, ссылка на Бытие 4:7 в переводе The New English Bible: “Грех — это демон, притаившийся у двери”. Здесь грех представлен в виде злого духа, лежащего у двери Каина 12. “Но, конечно, грех — это не духовная личность; точно также и одушевление святого духа не делает его духовной личностью” 13.

В свете этого и других аргументов, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу: “Итак, святой дух — не личность и не часть Троицы. Святой дух — это действующая сила Бога, которую он использует для исполнения своей воли. Эта сила не равна Богу, а всегда в его распоряжении и подчинена ему” 14.


___________________________Рассуждая при помощи Писания__________________________


Бытие 1:1-2 — Действующая сила Бога при сотворении мира


Учение Сторожевой Башни. Бытие 1:1-2 в “Переводе нового мира” звучит так: “В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бесформенна и пуста, и тьма была над поверхностью бездны, и действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами” (Перевод с английского, курсив автора). На основании этого стиха Свидетели Иеговы утверждают, что “дух Бога был его действующей силой, которая придавала очертания Земле” 15.

По словам Общества Сторожевой Башни, Бог использовал Свою действующую силу (“святой дух”) при создании Вселенной точно так же, как человек пользуется руками и пальцами, чтобы применить свою силу к постройке дома. О Святом Духе в Писании говорится как о “руках” и “перстах” Бога (Псалом 8:4; 18:2; Матфея 12:28; Луки 11:20) 16.

Общество Сторожевой Башни признает, что еврейское слово ruach (именно это слово они переводят фразой “активная сила” в Бытии 1:2) в Ветхом Завете много раз переводится как “дух”. Но то же слово переводится и как “ветер” или “иными способами, представляющими его невидимой действующей силой” 17. Именно этот факт, как утверждает Общество, и указывает на то, что Бытие 1:2 следует переводить: “Действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами”.

Если кто-то спросит, что же общего между “ветром” и “духом”, — ответ прост: эти слова “относятся к тому, что невидимо человеческому взору, и при этом проявляет себя в силе или в движении. Такая невидимая сила способна на видимые проявления18. Следовательно, рассуждают Свидетели, невидимая сила Духа Бога при сотворении мира положила начало существованию Вселенной.

Библейское учение. Начнем с того, что еврейское слово ruach действительно может выступать в разных значениях — в том числе дыхание, воздух, сила, ветер, дуновение, дух, смелость, характер и Дух (т.е. Святой Дух) 19. Но дает ли это Обществу Сторожевой Башни право переводить слово ruach как “действующая сила” в Бытии 1:1-2 и других отрывках, в которых речь идет о Святом Духе?

Ни в коем случае! Более того, в тех случаях, когда слово ruach используется в значении Духа Божьего, мы постоянно находим ясные свидетельства личности Святого Духа. Присутствие личных качеств в таком контексте делает перевод “действующая сила” недопустимым. Ведь действующая сила не имеет личностных свойств. Х.К. Люпольд в своем комментарии на Книгу Бытия говорит, что во 2-м стихе 1-й главы слово ruach определенно означает “Дух Божий”. Его слова отражают единодушное мнение всех исследователей Библии, что никаких оснований для другого перевода в этом контексте нет 20.

Теперь давайте изучим некоторые библейские свидетельства личности Святого Духа. (Заметьте, что приведенные ниже аргументы опровергают предлагаемое Сторожевой Башней толкование не только 2-го стиха 1-й главы Бытия, но и всех других мест, на которые они ссылаются, когда речь заходит о Святом Духе).


Святой Дух обладает всеми свойствами личности


Уже давно признано, что тремя основными свойствами личности являются разум, чувства и воля. “Сила” не обладает этими свойствами. Если мы сумеем показать, что Дух обладает разумом, чувствами и волей, учение Сторожевой Башни о том, что Дух — это “действующая сила”, сломается, как карточный домик.

Святой Дух обладает разумом. Это ясно следует из нескольких отрывков Писания. Например, интеллект Святого Духа отчетливо виден в 1-м Коринфянам 2:10, где мы читаем, что “Дух все проницает” (ср. Исаии 11:2; Ефесянам 1:17). Греческий глагол, переведенный как “проницает”, означает “тщательно изучать предмет”. Святой Дух Своим разумом исследует “глубины Божьи” и открывает их верующим. Некогда Иисус сказал иудеям: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную” (Иоанна 5:39, выделение автора). Здесь Господь использовал то же самое греческое слово, что и в 1 Коринфянам 2:10. Святой Дух использует Свой разум для исследования “глубин Божьих” точно так же, как иудеи использовали свой разум для исследования Писаний.

В 1 Коринфянам 2:11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух “знать” что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила не может ни о чем знать. Мыслительный процесс требует наличия разума.

Как сообщает нам Павел в Римлянам 8:27, Бог Отец “знает, какая мысль у Духа” (курсив автора). Арндт и Джингрих в своем классическом лексиконе сообщают, что слово, переведенное в этом стихе как “мысль”, означает “способ мышления, разум, цель, стремление, усилие” 21. Сила не обладает “способом мышления, разумом, целью, стремлениями” и не способна на “усилие”.

Святой Дух обладает чувствами. То, что Святой Дух обладает чувствами, видно из нескольких отрывков Писания. Например, в Ефесянам 4:30 Павел предостерегает: “…Не оскорбляйте Святого Духа Божия…”. Способность оскорбиться — это чувство, а чувства силе не свойственны. Оскорбление нужно почувствовать. Святой Дух оскорбляется, когда верующие грешат. Послание к ефесянам называет в числе таких грехов ложь (стих 25), гнев (стих 26), воровство (стих 28), лень (стих 28) и злоречие (стих 29).

В качестве иллюстрации, давайте отметим для себя, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание (2 Коринфянам 2:2, 5). Здесь употреблен тот же самый греческий глагол, что и в Ефесянам 4:30 (в Ефесянам он переведен как “оскорблять”). Святой Дух может огорчаться и оскорбляться точно так же, как и коринфские верующие.

Святой Дух обладает волей. В 1 Коринфянам 12:11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары “каждому особо, как Ему угодно” (курсив автора). Фраза “Ему угодно” — это перевод греческого слова bouletai, означающего “волевое решение, принятое после обдумывания” 22. Святой Дух принимает единовластное решение о том, какие дары получит тот или иной христианин. Сила не обладает такой волей.

Следует отметить, что греческое слово, при помощи которого здесь описывается воля Духа Святого, использовано и для описания воли Иеговы Бога в Иакова 1:18. Святой Дух проявляет Свою волю точно так же, как и Отец.

Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю — Деяния 16:6. Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Личность Святого Духа подтверждается Его делами


Библия приписывает Святому Духу многие дела, которые может сделать только личность. Многие Его дела похожи на дела и Отца, и Сына. Например, Святой Дух учит верующих (Иоанна 14:26), Он свидетельствует о Христе (Иоанна 15:26), Он направляет верующих (Римлянам 8:14), Он назначает людей на служение (Деяния 13:4), Он дает распоряжения (Деяния 8:29), Он ходатайствует или молится (Римлянам 8:26), и Он говорит с людьми (Иоанна 15:26; 2 Петра 1:21). Давайте остановимся на трех из перечисленных моментов чуть подробнее.

Святой Дух свидетельствует. Иоанна 15:26 говорит нам, что Дух Святой “будет свидетельствовать” о Христе. Употребленное здесь греческое слово в Иоанна 15:27 описывает свидетельство учеников о Христе. В Иоанна 5:33 сказано, что Иоанн Креститель “засвидетельствовал” об истине. Бог Отец “дал [ученикам] свидетельство” (Деяния 15:8). Святой Дух, будучи личностью, свидетельствует о Христе точно так же, как ученики, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила не может ни о чем свидетельствовать: на это способна только личность.

Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Римлянам 8:26 сказано: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”. На всем протяжении Писания мы читаем, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос (Римлянам 8:34, Евреям 7:25). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других.

Святой Дух отдает распоряжения. Из Деяний 8:29 мы узнаем, что Филиппа к эфиопскому евнуху направил Дух Святой. В Деяниях 13:2 Лука сообщает, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу. В Деяниях 13:4 мы читаем, что эти двое были “посланы Духом Святым”.

Посылая Павла и его соработников в одни места, Дух Святой запрещал им ходить в другие. Например, в Деяниях 16:6 Дух запретил Павлу и Силе проповедовать в Азии. Безличная сила не может послать людей в одни места и запрещать им идти в другие. Только личность, обладающая разумом и волей, способна на это.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



К Святому Духу относятся как к личности


Как указывает Чарльз Райри в своей книге The Holy Spirit, “по отношению к Святому Духу совершаются некоторые действия, которые были бы в высшей степени неуместны, не обладай Он подлинной личностью” 23. Давайте коротко рассмотрим некоторые из этих действий.

Святого Духа можно оскорбить. Как мы уже отметили выше, в Ефесянам 4:30 нам дана заповедь не оскорблять Святого Духа. Сила не может почувствовать оскорбление. На это способна только личность.

Святого Духа можно похулить. Человеку в здравом уме даже не придет в голову, что силу (например, электричество) или неодушевленную вещь (вроде компьютера) можно хулить *. В нашем обычном представлении хула возводится только на личность. Из Писания мы видим, что похулить можно Бога Отца (Откровение 13:6; 16:9) и Сына Божьего (Матфея 27:39; Луки 23:39). Аналогично, можно похулить и Святого Духа (Матфея 12:32; Марка 3:29-30).

Внимательно прочтите Матфея 12:32: “Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (курсив автора). Обратите внимание, что между личностью Сына Человеческого и личностью Духа Святого проводится четкая аналогия 24. В этом стихе они оба изображены как личности.

Духу Святому можно солгать. Как повествует Лука в 5-й главе Деяний, Анания и Сапфира согрешили тем, что солгали Духу Святому. Они лишились жизни из-за того, что нанесли Ему столь глубокое оскорбление. Невозможно солгать силе или вещи; солгать можно только личности. Только представьте себе, что подумает человек, которому вы признаетесь в том, что нынче утром у себя дома солгали электрическому току!

Святому Духу можно повиноваться. Писание говорит о том, что верующие повинуются указаниям и наставлениям Святого Духа. Мы уже видели, как Павел и Варнава повиновались Духу (Деяния 13:2). Петр также повиновался Духу, когда пошел в дом Корнилия, чтобы поделиться с ним Евангелием (Деяния 10). Силе или вещи нельзя повиноваться; это возможно только по отношению к личности.

Святой Дух был послан. В Иоанна 14:26 мы читаем о том, что Отец посылает Святого Духа (ср. Иоанна 16:7). Безличную силу послать невозможно 25. Но личность можно послать с конкретным поручением. Отец послал Святого духа точно так же, как и Иисуса (Иоанна 6:38).


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Святой Дух противопоставляется нечистым духам


В Евангелии от Марка 3:29-30 Святой Дух четко противопоставляется нечистому духу. Враждебно настроенные иудейские лидеры обвинили Иисуса в том, что в Нем живет нечистый дух. В ответ Господь сказал, что это не нечистый, а Святой Дух. Ключевой момент заключается в следующем: раз нечистый дух — личность (здесь стоит подчеркнуть, что нечистые духи, согласно учению Сторожевой Башни, являются личностями), то и его полная противоположность — Святой Дух — тоже является личностью 26.


Отсутствие личного имени


Свидетели Иеговы говорят, что Святой Дух, будь Он действительно личностью, непременно имел бы личное имя, как и Отец с Сыном. Правомерен ли этот подход?

Ни в коем случае! Духовные существа в Писании далеко не всегда называются по именам. Например, имена нечистых духов в Писании упоминаются редко — а ведь они называются тем же самым греческим словом, что и Святой Дух: pneuma. Чаще всего этих духов называют в соответствии с особенностями их природы (т.е. “нечистый”, “злой” и т.п.).

Подобным же образом и Святой Дух именуется в соответствии с Его отличительным свойством — святостью. Утверждать, что Дух не является личностью, поскольку Его не называют по имени, — ошибка.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Авторитетные исследователи греческого Нового Завета


Общество Сторожевой Башни часто цитирует слова различных специалистов по греческому языку в подтверждение своих представлений о Святом Духе. Однако, справедливости ради, следует отметить, что все эти знатоки греческого языка — Ф.Ф. Брюс, А.Т. Робертсон, Джон Н. Дарби, Р.Ч. Тренч, Дж. Х. Тэйер, Марвин Р. Винсент, У.И.Вайн и Р. Янг — считали Святого Духа личностью 27. Ссылаться на этих людей в поддержку своих взглядов — настоящий обман со стороны Общества Сторожевой Башни.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Матфея 3:11 (Ср. Марка 1:8) Крещение Духом Святым


Учение Сторожевой Башни. По версии “Перевода нового мира” Иоанн Креститель сказал: “Я крещу вас водой, потому что вы раскаялись, но идущий за мной сильнее меня, и я недостоин снять его сандалии. Он будет крестить вас святым духом и огнем” (курсив автора).

Свидетели Иеговы утверждают, что дух и вода в этом стихе составляют прямую параллель друг с другом, а потому дух должен быть безличной субстанцией, как и вода 28. Раз Святой Дух в Писании столь тесно связан с безличными предметами — в данном случае с водой — Сторожевая Башня считает, что и сам Дух должен быть безличным 29.

Библейское учение. Нет никаких оснований утверждать, что, поскольку вода не является личностью, Святой безличен. Дело не только в том, что подобное утверждение идет в разрез со свидетельствами личности Святого Духа, которыми изобилует Новый Завет (см. раздел, посвященный Бытию 1:1-2), — столь грубая и топорная параллель между двумя очевидно непохожими существительными ничем не оправдана.

Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид говорит, что с помощью этого же аргумента можно “опровергнуть” учение о личности Иисуса Христа, Который явно жил на земле как личность. Рид указывает на слова Послания к римлянам 6:3: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?” (курсив автора). В таком случае, Иисус Христос — не личность, поскольку смерть — тоже не личность 30. Нелепость подобных рассуждений очевидна.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Деяния 2:4 Исполнение Духом Святым


Учение Сторожевой Башни. Текст Деяний 2:4 в “Переводе нового мира” звучит так: “…И исполнились все святого духа и стали говорить на разных языках, как дух давал им способность говорить”. Свидетели Иеговы утверждают, что Святой Дух не может быть личностью, поскольку все ученики были исполнены Им. Книга “Ты можешь жить вечно в раю на земле” спрашивает: ““Исполнились” они личностью? Нет, но они исполнились Божьей действенной силой... Как мог бы святой дух быть личностью, если 120 учеников исполнились им в одно и то же время?” 31.

Ветхозаветный пример человека, исполненного Духом Божьим, — Самсон, который в результате такого исполнения обрел сверхъестественную силу (Судей 14:6). “Неужели божественная личность действительно вошла в Самсона или захватила его, заставив его тело сделать то, что он сделал?” — спрашивают Свидетели Иеговы. “Нет, — отвечают они сами себе, — согласно другому переводу Библии “сила Господа сделала Самсона сильным”” 32.

Свидетели Иеговы указывают и на то, что в Ефесянам 5:18 Павел учит христиан исполняться Святым Духом, а не вином. Однако вино — явно не личность 33. Аналогично, и Святой Дух не является личностью. Он — действующая сила Бога. Вино и Святой Дух в данном стихе представляют собой антитезу.

Библейское учение. В ответ сошлитесь на Ефесянам 3:19, где говорится об исполнении Самим Богом 34. Тот факт, что Бог может наполнять все вокруг, не означает, что Он — не личность. Аналогично, тот факт, что Святой Дух “исполняет” многих людей, не доказывает, что Он — не личность.

Далее, в Ефесянам 4:10 сказано, что Христос наполняет все. В Ефесянам 1:23 Он назван “Тем, кто наполняет Собой все творение” (перевод В.Н. Кузнецовой). Христос может наполнять все, но это не означает, что Он — не личность. То же самое можно сказать и о Святом Духе. Очевидно, что рассуждения Сторожевой Башни по данному вопросу ошибочны.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Что же касается вина как антитезы, доказывающей безличную природу Святого Духа (Ефесянам 5:18), мы вновь должны повторить, что этот довод несостоятелен. Контекст не дает никаких оснований для подобных примитивных аналогий. Вдобавок, этот довод идет вразрез с многочисленными новозаветными свидетельствами личности Святого Духа (см. комментарий на Бытие 1:1-2). На самом деле, в Ефесянам 5:18 Павел говорит о том, что мы, христиане, не должны позволять безличной субстанции (вину), которые могут вовлечь нас в грех, властвовать над нами. Наоборот, мы должны исполняться Святым Духом, Который не только направляет и учит нас, но и производит в нашей жизни конкретные плоды (Галатам 5:22-23) 35.


1 Иоанна 5:6-8 — Три “свидетеля”


Учение Сторожевой Башни. Текст 1 Иоанна 5:6-8 в “Переводе нового мира” звучит так: “Это тот, кто пришел посредством воды и крови, Иисус Христос, не только с водой, но с водой и кровью. И дух свидетельствует, поскольку дух есть истина. Ибо есть три свидетеля: дух, вода и кровь, и все трое в согласии друг с другом” (курсив автора).

Свидетели Иеговы утверждают, что Святой Дух — не личность, поскольку вода и кровь — явно не личности 36. Они считают все три субъекта, перечисленные в этом стихе, — воду, кровь и “святой дух” — персонификациями.

Библейское учение. Действительно, о воде и крови в этом отрывке говорится образно, как об одушевленных свидетелях. Но это не значит, что Святой Дух тоже является персонификацией. Перед нами еще один пример ошибочного рассуждения Общества Сторожевой Башни.

Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, о чем идет речь в 1 Иоанна 5:6-8. Лжеучитель по имени Керинф выдвинул еретическую идею о том, что “Христос” (некое космическое духовное существо) сошел на человека Иисуса в момент крещения и покинул его перед распятием. 1 Иоанна 5:6-8 опровергает эту выдумку. “Вода” упоминается в связи с крещением Иисуса, а “кровь” относится к Его распятию, — они выступают в роли олицетворенных свидетелей того, что Иисус Христос принял и крещение, и крестную смерть. А Святой Дух (в других отрывках именуемый Духом истины — 1 Иоанна 2:27; 4:2) является третьим свидетелем этого факта. Упоминание трех свидетелей соответствует требованиям иудейского Закона (Второзаконие 19:15; Иоанна 8:17-18). Не стоит отрицать личность Святого Духа лишь потому, что вода и кровь — не личности.

Олицетворение как литературный прием часто встречается в Писании, но читателю, как правило, нетрудно определить, какой характер носит предмет речи — личностный или безличный. По словам Роберта Боумэна, “какие бы безличные реалии не персонифицировались... факт их безличности к тому моменту уже хорошо известен” 37. И наоборот, “большинство людей (включая большинство противников учения о Троице), прочитавших Новый Завет, сочли Духа Святого личностью, и у них были на то серьезные причины” 38. Таким образом, если Святой Дух действительно не личность, мы с полным правом можем назвать Библию запутанной книгой, поскольку Писание во множестве случаев приписывает Святому Духу свойства и действия личности 39.

Стоит упомянуть и о том, что Иисус в Писании множество раз ассоциируется с безличными предметами, но это не делает Его безличным существом. Иисуса называют хлебом (Иоанна 6:35), дверью (Иоанна 10:7), светом (Иоанна 8:12), скалой (1 Коринфянам 10:4), камнем (1 Петра 2:4-8), истиной (Иоанна 14:6), вином (Иоанна 15:1), путем (Иоанна 14:6) и Словом (Иоанна 1:1). Очевидно, что Иисусу нельзя отказать в праве называться личностью лишь потому, что применительно к Нему используются такие понятия.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Иоанна 14:16 — “Иной помощник”


Учение Сторожевой Башни. Беседуя с учениками в горнице, Иисус назвал Святого Духа “помощником” — именно в этом качестве Духу приписывается способность “учить”, “вести”, “свидетельствовать”, “говорить” и “слышать” (Иоанна 14:16, 17, 26; 15:26; 16:13). Но можно ли истолковать эти отрывки как указание на личность Святого Духа?

По словам Общества Сторожевой Башни, ни в коем случае. В подобных отрывках, на первый взгляд изображающих Святого Духа личностью, Он всего лишь наделяется чертами личности, говорят Свидетели Иеговы 40. Именно поэтому в 14-16 главах Евангелия от Иоанна, говоря о Святом Духе, Иисус использует личное местоимение “он”. Использование личного местоимения в такой ситуации не обязательно свидетельствует о присутствии личности, объясняют нам. Кроме того, поскольку Писание придает Святому Духу черты личности, такие образные выражения, как “Дух говорит” или “Дух слышит”, вовсе не доказывают, что Святой Дух — личность 41.

В этой связи, Общество Сторожевой Башни отмечает, что слово “помощник” в 14-16 главах Евангелия от Иоанна — мужского рода. И якобы именно этим объясняется то, что Иисус, говоря о Святом Духе (Иоанна 16:7-8), использовал личное местоимение мужского рода (“он”). Иными словами, использование в этом контексте личного местоимения мужского рода (“он”) отнюдь не доказывает личности Святого Духа, но попросту обусловлено нормами греческой грамматики, поскольку греческое слово, означающее “помощник” (parakletos), — мужского рода.

В других же отрывках Нового Завета, указывает Общество Сторожевой Башни, для обозначения Святого Духа используется существительное среднего рода (pneuma). И в этих случаях применительно к Нему используется местоимение среднего рода (“оно”). На этом основании Общество делает вывод: “Использование в Библии личного местоимения мужского рода в сочетании со [словом “помощник”] в Иоанна 16:7-8 продиктовано лишь правилами грамматики, и не продиктовано богословскими соображениями” 42.

Библейское учение. В ответ на заявление Сторожевой Башни о том, что Святой Дух — это сила, которой Писание придает черты личности, Дэвид Рид советует обратить внимание Свидетеля Иеговы на интересную статью, напечатанную в журнале “Пробудитесь!” за 1973 год. В этой статье мы читаем: “Дьявол — это персонификация или личность? ... Может ли неразумная “сила” поддерживать беседу с личностью? ...Только разумная личность способна на это... “Любое качество, любое действие, которые указывают на его личность, описаны в выражениях, не допускающих иного объяснения”” 43.

Если эти аргументы убедительны, когда речь идет о личности дьявола, их вполне (и даже с еще большим основанием) можно использовать для доказательства личности Святого Духа. Ведь Святой Дух может поддерживать беседу с другими личностями (Деяния 8:29; 13:2), обладает всеми свойствами личности (см. 1 Коринфянам 2:10, 12:11; Ефесянам 4:30) и поступает так, как свойственно личности (см. Иоанна 14:26; 15:26; Деяния 8:29; Римлянам 8:14). Несомненно, личностные особенности Святого Духа описаны в таких выражениях, которые не допускают иного объяснения.

Исследователь Сторожевой Башни Мэриан Бодин предлагает построить беседу на эту тему следующим образом:


______________Спросите...__________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________


Мы знаем, что Иисус и апостолы использовали применительно к Святому Духу личные местоимения. Но еще важнее то, что Святой Дух использовал личные местоимения применительно к Себе! Например, в Деяниях 13:2: “Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их” (курсив автора). Что бы там ни говорили Свидетели Иеговы, Святой Дух явно считает Себя личностью, а не персонифицированной силой!


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


По поводу личных местоимений, используемых применительно к Святому Духу, реформатский богослов Чарльз Ходж говорит, что Святой Дух “так часто изображается личностью в контексте не только поэтической или возвышенной речи, но и обычного повествования и наставления, и Его личность подтверждается столь многими косвенными доказательствами, что объяснять употребление личных местоимений по отношению к Нему принципом олицетворения значит поступать вопреки всем правилам толкования” 45.

Обсуждая 14-16 главы Евангелия от Иоанна, вам следует обратить особое внимание на Иоанна 14:16: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [в НМ “помощника”. — Прим. науч. ред], да пребудет с вами вовек” (курсив автора). В греческом языке существуют два слова, которые переводятся русским словом “другой”: одно из них (heteros) означает “еще один, но иного рода”, а другое (allos) — “еще один такой же, следующий”. Именно это, второе слово (allos) и использовано в Иоанна 14:16. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же как и Он Сам — то есть личность! В течение трех лет Своего земного служения Иисус помогал ученикам как их личностный ходатай и представитель, отныне же у учеников будет другой личностный ходатай и представитель — Святой Дух, Который пребудет с ними до конца их жизни.

Задача этого личностного ходатая и представителя состоит в том, чтобы свидетельствовать о Христе (Иоанна 15:26-27). Это может делать только личность. Примечательно, что ученики получили указание идти и свидетельствовать после того, как получили свидетельство от Святого Духа. Очевидно, что свидетельство — дело личности 46.

Иоанна 16:13 также сообщает нам, что Святой Дух “не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит”. Думать, что сила способна повторять услышанное, — нелепость 47. Это также нелепо, как ожидать, что электричество в моем доме будет пересказывать вам мои слова.

А как быть с существительными и местоимениями среднего рода, которые употребляются применительно к Святому Духу? Рассуждая о греческих словах мужского, женского и среднего рода, мы вторгаемся в область, которой многие люди, возможно, предпочли бы не касаться. Но раз уж Свидетели Иеговы затрагивают этот вопрос, стараясь доказать, что Святой Дух — не личность 48, нам придется дать краткий ответ.

Прежде всего, каждое существительное в греческом языке принадлежит к одному из трех родов — мужскому, женскому или среднему. Но грамматический род не является показателем пола. Дж. У. Уэнхам в своем учебнике греческого языка поясняет, что “в греческом языке род связан с формой слова и не имеет большого отношения к полу. Существуют формы мужского, женского и среднего рода, но слово “хлеб” [в греческом языке] всегда мужского рода, “голова” — женского, а “ребенок” — среднего” 49. Таким образом, если существительное грамматически относится к мужскому роду, это еще не означает, что речь идет о существе мужского пола. Если существительное грамматически относится к женскому роду, это еще не означает, что речь идет о существе женского пола. А если слово относится к среднему роду, это еще не означает, что речь идет о неодушевленном предмете.

Свидетели Иеговы называют Святой Дух “действующей силой” прежде всего потому, что греческое слово, переведенное как “Дух” (pneuma), — среднего рода. Но это, как мы уже отметили выше, ошибочная логика, потому что род слова связан с его грамматической формой, а не с физическим полом существа или объекта, обозначенного этим словом. Например, в Писании слова среднего рода используются применительно к младенцам (Луки 1:41, 44; 2:16; 18:15), девицам (Матфея 9:24-25; Марка 5:39-42), нечистым духам (Матфея 12:24, 27, 28; Марка 7:26, 29, 30), и ангелам (Евреям 1:14). Очевидно, что все перечисленные существа — личности, хотя все эти существительные — среднего рода. Мы можем с полной уверенностью заключить, что существительные среднего рода не указывают на отсутствие личности.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Хотя средний род и не указывает на отсутствие личности, любопытно, что авторы Писания иногда заменяли существительное среднего рода “Дух” (pneuma) местоимением мужского рода 50. Богослов Чарльз Райри объясняет:


Согласно любому обычному грамматическому правилу, всякое местоимение, подставленное вместо этого существительного среднего рода [pneuma] и само должно быть среднего рода. Но в некоторых местах библейские авторы не следуют обычным грамматическим канонам и вместо того, чтобы заменить существительное среднего рода [pneuma] местоимением среднего рода, сознательно идут вразрез с грамматическим правилом и используют местоимение мужского рода... Это показывает, что они считали Духа личностью, а не просто вещью 51.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Матфея 28:19 — “Имя” Святого Духа


Учение Сторожевой Башни. Матфея 28:19 в “Переводе нового мира” звучит так: “А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа…”. Из этого стиха явствует, что Святой Дух — личность, поскольку и Отец, и Сын являются личностями, и слово “имя” относится к Духу в той же степени, что и к Отцу, и к Сыну. Но Свидетели Иеговы с этим не согласятся.

Они утверждают, что слово “имя” не всегда означает имя собственное. Например, говоря: “Именем закона”, — мы не подразумеваем некую личность. Скорее, мы указываем на то, что является символом закона, — на его власть. В брошюре “Следует ли верить в Троицу?” говорится, что “имя” — обычный способ указать на “силу или власть” 52. Именно в таком смысле слово “имя” якобы и использовано в Матфея 28:19 53. Следовательно, этот стих нельзя использовать как основание веры в личность Святого Духа.

Библейское учение. Для начала нужно разобраться с заявлением Сторожевой Башни о том, что слово “имя” далеко не всегда обозначает имя собственное. Действительность выглядит как раз наоборот: греческое слово, переводимое как “имя”, в Новом Завете почти всегда означает реальную личность. Как говорит Роберт Боумэн: “Греческое слово, означающее “имя”, (onoma) в Новом Завете встречается примерно 228 раз и во всех случаях, за исключением четырех географических названий (Марка 14:32; Луки 1:26; 24:13; Деяния 28:7; см. также Откровение 3:12), всегда относится к личности” 54. А поскольку слово “имя” в Матфея 28:19 использовано применительно к Отцу, Сыну и Святому Духу, присутствие личностного элемента в этой фразе представляется довольно очевидным, поскольку Отец и Сын — безусловно личности. Аналогично, и Святой Дух тоже должен быть личностью.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Но как быть с заявлением Сторожевой Башни о том, что слово “имя” может обозначать силу или власть? Изучение Писания ясно показывает, что это слово действительно может обозначать силу и власть, — но это всегда сила и власть личности 55. Это слово никогда не обозначает силу и власть некой энергии или вещи.

Тот факт, что слово “имя” может означать силу или власть, не только не укрепляет позиции Сторожевой Башни, но и наносит им сокрушительный удар.


Святой Дух: Личность


Мы видели, что Святой Дух говорит о Себе как о личности (используя личные местоимения); что другие обращаются к Нему как к личности; что Он обладает всеми качествами, свойственными личности (разумом, эмоциями и волей); что Он совершает действия, на которые способна только личность (молится и ходатайствует); что другие поступают с Ним так, как можно поступать только с личностью (Ему можно солгать); и что Он поддерживает взаимоотношения с другими личностями — в том числе с Отцом и Сыном. Совершенно очевидно, что учение Сторожевой Башни, представляющее Святого Духа силой, идет вразрез с ясным, последовательным свидетельством всего Писания в целом.

* Слово “хулить” в наши дни уже вышло из широкого употребления, но толковый словарь Даля объясняет его смысл так: “Не одобрять, порицать, хаять, порочить, унижать, охуждать, осуждать, обзывать дурным, плохим, негодным”. Оригинальная греческая фраза, употребленная в Матфея 12:32, дословно означает “говорить против”. В параллельном отрывке Марка 3:29-30 употреблено греческое слово, означающее “дурно говорить о ком-то, легкомысленно отзываться о святых вещах”. — Прим. науч. ред.

1 Миллард Эриксон. Христианское богословие (СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999), с. 731.

2 Ты можешь жить вечно в раю на земле (Brooklyn, NY: Watch Tower Bible and Tract Society, 1989), с. 40. Обратите также внимание, что в публикациях Сторожевой Башни слова “святой дух” всегда пишутся с маленькой буквы.

3 Сторожевая башня, 15 октября 2000 г., с. 21.

4 Следует ли верить в Троицу? (Brooklyn, NY: Watch Tower Bible and Tract Society, 1998), c. 20.

5 Там же, с. 21.

6 Там же, с. 20.

7 Reasoning from the Scriptures, p. 380. См. тж. Сторожевая башня, 15 октября 1993 г., с. 30.

8 Сторожевая башня, 15 января 1991 г., с. 3-4.

9 Следует ли верить в Троицу?, с. 22.

10 Aid to Bible Understanding (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 1543. См. тж. Сторожевая башня 1 февраля 1992 г., с. 10.

11 Сторожевая башня, 1 января 1991 г., с. 4.

12 Следует ли верить в Троицу?, с. 21.

13 Там же.

14 Там же, с. 23.

15 Там же, с. 20.

16 Aid to Bible Understanding, p. 1544. См. тж. Сторожевая башня, 1 февраля 1992 г., с. 9 (сноска).

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28 Следует ли верить в Троицу?, с. 21-22 Ты можешь жить вечно в раю на земле, с. 40.

29 Aid to Bible Understanding, p. 1543. См. тж. Сторожевая башня, 15 января 1991 г., с. 4.

30

31 Ты можешь жить вечно в раю на земле, с. 40-41.

32 Следует ли верить в Троицу?, с. 21.

33 Там же, с. 21-22.

34

35

36 Следует ли верить в Троицу?, с. 21.

37

38

39

40 Reasoning from the Scriptures, p. 380. См. тж. Сторожевая башня, 15 сентября 1992 года, с. 16 (сноска).

41

42 Should You Believe in the Trinity (Watch Tower Bible and Tract Society, 1989), p. 22. Цитата приведена в переводе с английского, поскольку текст в русском издании совершенно другой. Это разночтение, по-видимому, объясняется тем, что в русском языке, в отличие от английского, род местоимения не всегда указывает на одушевленность или неодушевленность объекта речи. Святой Дух в русском языке всегда “он”. Соответственно, тем, кто переводил на русский язык “Христианские Греческие Писания” и брошюру “Следует ли верить в Троицу?”, пришлось выразить неодушевленность Святого Духа иначе:


Большинство переводчиков, поддерживающих учение о Троице, ... придают слову “дух” значение живого существа, личности. Грамматически это выражается в русском языке в форме винительного падежа. Винительный падеж одушевленных имен существительных мужского рода соответствует родительному падежу, а винительный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода — именительному.

Несмотря на то, что здесь “дух” обозначает действующую силу Бога и, следовательно, является неодушевленным именем существительным, во многих переводах Библии винительный падеж слова “дух” соответствует родительному падежу (“духа”), что ошибочно указывает на одушевленность духа (Следует ли верить в Троицу?, с. 22).

43

44

45

46

47

48 Сторожевая башня, 15 сентября 1992 года, с. 16 (сноска).

49

50

51

52 Следует ли верить в Троицу, с. 22.

53 Сторожевая башня, 1 февраля 1992 г., с. 14-15.

54

55

Hosted by uCoz