13

Пророчества Сторожевой Башни:

История неудач


Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудет­ся и не исполнится, то не Господь говорил сие слово.

Второзаконие 18:22


На всем протяжении своей истории Общество Сторожевой Башни называло себя сегодняшним Божьим пророком на земле. Как писал журнал “Сторожевая Башня”, “тот “пророк”, которо­го поставил Иегова, был не одним человеком, как в случае с Иеремией, но классом людей” 1. Общество Сторожевой Башни — это Божья “пророческая организация” 2.

Можно ли как-нибудь удостовериться, действительно ли Об­щество Сторожевой Башни выполняет роль Божьего пророка на земле? Общество Сторожевой Баш­ни само призывает людей проверять его пророчества. Журнал “Сторожевая башня” говорит: “Конечно, ска­зать, что эта группа действует как “пророк” Бога, легко. Доказать это — совсем другое дело. Единственный способ — рассмотреть факты. Что же они показывают?” 3. В другом номере журна­ла говорится: “Лучший метод доказательства — подвергнуть пророчество испытанию временем и обстоятельствами. Библия призыва­ет к такой проверке... Библия... во Второзаконии 18:20-22 устанавливает правила проверки пророчества” 4.

Во Второзаконии 18:20-22 сказано: “Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его”. Следовательно, истинного Божьего пророка узнают по тому, что его пророчества исполняются.

Как в прошлом утверждали сами Свидетели Иеговы, если пророк произносит пророчества, и они не исполняются, это ложный пророк. Например, в изданной Сторожевой Башней книге Light о пророках, чьи пророчества не исполняются, сказано так: “Одно это уже является веским свидетельством того, что они лжепророки” 5. Другая публикация Сторожевой Башни отмечает: “Если эти пророчества не исполнились, и если всякая возможность их исполнения исчерпана, ложность пророков доказана” 6.

Они говорят нам, что Бог Сам позаботится о разоблачении лжепророков. В журнале “Сторожевая башня” за 1997 г. мы читаем: “Иегова Бог — тот, кто лучше всех знает своих настоящих вестников. Он выявляет их, делая так, что вести, которые он через них посылает, сбываются. Иегова — также Великий Разоблачитель ложных вестников. Как он их разоблачает? Он делает тщетными их знамения и предсказания” 7.

Как сейчас признает Общество Сторожевой Башни, оно ошиблось в своих предсказаниях относительно 1874 г. (второе пришествие Христа), 1925 г. (пришествие на землю некоторых ветхозавет­ных святых), 1975 г. (конец человеческой истории) и еще в некоторых случаях 8. В журнале “Сторожевая башня” за 2000 г. можно прочесть следующее: “Уже более века организация Свидетелей Иеговы остается восприимчивой к руководству Божьего святого духа. По мере того как дух Иеговы постоянно просвещает Свидетелей духовно, они с готовностью производят необходимые изменения в соответствии с открывающимся пониманием” 9. Как такое возможно? Общество Сторожевой Башни разъяснило нам, как следует распознавать лжепророка, — однако согласно этим критериям лжепророком оказалось само Общество. Как же можно го­ворить, что Свидетелей “постоянно духовно просвещает дух Иеговы”?


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Несмотря на целый ряд неисполнившихся предсказаний, Общество Сторожевой Башни отказывается признать себя лжепророком: “Необходимость в чем-то пересмотреть свое понимание не делает нас лжепророками” 10. Кроме того, “организация эта несовершенная; вот почему иногда предпринимаются изменения” 11. Следовательно, им можно простить некоторое количество ошибок. Библейские проро­ки тоже заблуждались, но их не называют лжепророками. Значит, не следует осуждать за ошибки и Общество Сторожевой Башни.

В этой главе мы убедимся, что пророчества в публикациях Сторожевой Башни посвящены, главным образом, невидимому духовному “присутствию” Христа и проповеди “благой вести о Царстве” (т.е. о том, что Христос духовно вернулся в 1914 г.), и что все пророчества в Писании — в том числе и об Армагеддоне — должны исполниться прежде, нежели полностью вымрет “поколение 1914 года” (Матфея 24:34) *. Однако история пророческих авантюр Сторожевой Башни не будет полной, если не упомянуть о Великой египетской пирамиде. Давайте кратко вспомним об этой постыдной странице в истории Сторожевой Башни.


Великая пирамида


Как показывает внимательное изучение ранних публикаций Сто­рожевой Башни, руководители Общества когда-то верили, что Великая египетская пирамида представляет собой Божье пророчество. Чарльз Тейз Расселл был убежден, что Бог намеренно создал эту пирамиду в качестве указателя последних времен, и называл пирамиду “Библией в камне”. В своем семитомнике Studies in the Scriptures Расселл писал:


Затем, измеряя “входной коридор” вниз от этой точки, чтобы определить расстояние до входа в “яму”, изображающую великую скорбь и погибель, которой эта эпоха должна завершиться, когда зло будет низвержено с власти, мы определяем его длину в 3416 дюймов, что символизирует 3416 лет от вышеуказанной даты, 1542 г. до н.э. Эти расчеты показывают, что 1874 год н.э. знаменует собой начало времени скорби; ибо 1542 года до нашей эры плюс 1874 года нашей эры составляют 3416 лет. Таким образом, пирамида свидетельствует, что конец 1874 года был хронологическим началом времени скорби, подобного которому не было с момента возникновения народов, и никогда не будет впоследствии 12.


Мы уже упоминали о том, что сегодняшнее руководство Сторожевой Башни считает дату 1874 г. неверной.

В 1916 году Расселл умер и был похоронен под массив­ным надгробием в форме пирамиды 13. Но Общество Сторожевой Башни продолжало проповедовать учение о пирамиде и после смерти своего основателя. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть журнал “Сторожевая башня” за 15 мая 1925 г.: “Великая египетская пирамида, стоящая как молчаливый и неподвижный свидетель Господа, — это вестник; и ее свидетельство очень красноречиво говорит о божественном плане” 14.

Только в 1928 году преемник Расселла Джозеф Ратерфорд отказался от учения о “Библии в камне”. Выходит, что Общество Сторожевой Башни проповедовало учение о пирамиде почти 50 лет (с 1879 г. по 1928 г.) прежде чем его отвергнуть.

В 1928 году Общество радикально изменило свое отношение к Великой пирамиде. Ранее именовавшуюся “Библией в камне”, отныне ее называли “сатанинской Библей”. В журнале “Сторожевая Баш­ня” за 15 ноября 1928 г. есть такое пояснение: “Логичнее придти к выводу, что великая пирамида в Гизе, равно как и прочие пирамиды тех мест, а также сфинкс, были построены правителями Египта и под руководством Сатаны Дьявола… Затем Сатана вложил свое знание в мертвый камень, который можно назвать Библией Сатаны, а не Божьим каменным свидетелем…” 15.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


История ошибок


Историю пророческих спекуляций Общества Сторожевой Башни можно обобщить двумя словами: упорное заблуждение. Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид говорит: “Осуждая других за ложные пророчества, они сами предсказали, что конец света наступит в 1914 г.; потом — что патриархи Авраам, Исаак и Иаков восстанут из своих могил в 1925 г.; а уже совсем недавно — что конец света наступит, и тысячелетнее правление Христа начнется в 1975 г.” 16.

Большинство Свидетелей Иеговы даже не представляет себе истинного размаха этих ложных предсказаний. Как отмечает Рид, “большинство Свидетелей Иеговы не имеет и понятия о том, что такие вещи происходили, — в противном случае они слышали туманную, сильно при­украшенную версию” 17.

А теперь давайте посмотрим, как Общество последовательно ошибалось в своих пророческих теориях. Некоторые из приведенных ниже фактов помогут вам, беседуя со Свидетелями Иеговы, развенчать претензии Сторожевой Башни на роль “Божьего пророка”.


1874 год — Второе пришествие Христа


В первые годы своего существования Общество Сторожевой Башни утверждало, что Второе пришествие Христа состоялось в октябре 1874 г. Свидетели Иеговы неохотно признают этот факт, поскольку сегодня Общество утверждает, что Христос незримо “вернулся” в 1914 г. Однако свидетельства неопровержимы. Первой датой воз­вращения Христа, указанной в публикациях Сторожевой Башни, несомненно, был 1874 г.

Для тех, кто отнеся к моим словам с недоверием, я подобрал несколько характерных цитат из ранних публикаций Сторожевой Башни:



1914 год — Незримое пришествие Христа


Хотя ранние публикации Сторожевой Баш­ни заверяли людей, что Христос вернулся в 1874 г., впоследствии Общество стало утверждать, что незримое Второе пришествие Христа прои­зошло в 1914 г. Ниже приведена подборка цитат из книг Сторожевой Башни, которые отражают это изменение в датах:



______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Кроме того, в публикациях Сторожевой Башни очень ясно звучала мысль о том, что 1914 г. будет ознаменован низвержением людских правительств и окончательным установлением Царства Божьего на земле. Обратите внимание на следующие цитаты:



______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Поскольку в 1914 г. низвержения людских правительств и полного установления Царства Божьего не произошло, многие Свидетели Иеговы были глубоко разочарованы. Изданная Сторожевой Башней книга Light признает: “Весь народ Господа с радостью и надеждой ждал 1914 года. Когда этот срок наступил и прошел, появилось глубокое разочарование... Над ними насмехались, особенно церковники и их помощники, и на них с презрением показывали пальцем, потому что они так много го­ворили о 1914 г. и о том, что должно было произойти, но их “проро­чества” не исполнились” 30. Однако на этом история ошибок не заканчивается


1925 год — Возвращение Авраама, Исаака, Иакова и пророков?


Некогда руководство Сторожевой Башни учило, что Авраам, Исаак и Иаков, а также ветхозаветные пророки вернутся как “князья” и будут жить в городе Сан-Диего, штат Калифорния, в поместье Бет-Сарим (“Дом князей”). Это должно было прои­зойти в 1925 г. В книге Salvation указывается, что “целью приобретения этой земли и строительства дома было создание какого-то осязаемого доказательства того, что на земле сегодня есть люди… которые верят, что верные мужи древности будут вскоре воскрешены Господом, вернутся на землю и возьмут на себя заботу о видимых делах на земле” 31. Публикация The New World подтвер­ждала, что “возвращения этих верных мужей древности из мертвых можно ждать со дня на день... в ожидании этого события и был построен дом... В настоящее время дом управляется по доверенности в ожидании момента, когда князья по возвращении заселятся в него” 32.

Вет­хозаветные святые должны были появиться в 1925 году. Ожидание этого события нашло отзвук в следующих публикациях Сторожевой Башни:



______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Очевидно, что Авраам, Исаак, Иаков и ветхозавет­ные пророки не появились в 1925 году, и это вызвало разочарование у многих Свидетелей Иеговы. “Ежегодник” за 1975 год описывает эти события так: “1925 год наступил и прошел. Помазанные последователи Иисуса как класс все еще были на земле. Верные мужи древности — Авраам, Давид и другие — не воскресли, чтобы стать князьями на земле (Пс. 45:16). Анна Макдональд вспоминает: “1925 год был печальным годом для многих братьев. Некоторые из них были обескуражены, их надежды разрушились... Вместо того, чтобы считать это событие “вероятным”, они сочли его “несомненным”, и некоторые уже были готовы встретиться с любимыми людьми, ожидая их воскресения”” 37.

Печально, но факт — на этом цепочка разоча­рований не закончилась.


1975 год — Конец истории человечества


Общество Сторожевой Башни вновь сделало ложное предсказание, когда сообщило своим последователям, что 6 000 лет истории человечества закончатся в 1975 году. В этом году должен был прои­зойти Армагеддон, и Христос должен был установить Тысячелетнее царство на земле. Обратите внимание на следующие публикации Сторожевой Башни:



______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Как и после провала предыдущих предсказаний Сторожевой Башни, когда 1975 год наступил и прошел без всяких перемен, многих Свидетелей Иеговы постигло глубокое разочарование. В одном из номеров журнала “Сторожевая башня” за 1976 г. можно было прочесть следующее: “Устремлять свои взоры на конкретную дату неблагоразумно... Если кого-то постигло разочарование из-за того, что он думал иначе, ему следует теперь сос­редоточиться на том, чтобы изменить свою точку зрения и увидеть, что его подвело и разочаровало не слово Бога, но его собственное понимание, основанное на ложных предпосылках44 (выделено автором). Поразительно: многие годы Общество направляло своих последователей, убеждая их в том, что в 1975 году история челове­чества закончится. Когда же этого не произошло, Общество попрекнуло своих последователей тем, что они устремили свои взоры на конкретную дату и основывали свои убеждения на ложных предпосылках!

Неудивительно, что в период с 1976 по 1978 год сотни тысяч Сви­детелей Иеговы по всему миру покинули организацию Сторожевой Баш­ни 45. С них уже было достаточно.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Общество Сторожевой Башни не подлежит осуждению?


Тот, кто много лет следил за публикациями Сторожевой Башни, может засвидетельствовать, что Общество постоянно переписывало свои пророчества, чтобы скрыть свои многочисленные ошибки. По наблюдениям бывшего Свидетеля Иеговы Уильяма Дж. Шнелля, “с 1917 по 1928 год журнал “Сторожевая башня” изменял наши учения не менее 148 раз” 46.

Невероятно, но Общество Сторожевой Башни утверждает, что его не следует критиковать за прошлые ошибки в пророчествах. В конце концов, библейские пророки и апостолы тоже допускали ошибки, однако их не осуждают как лжепророков.

Один из примеров, на который Свидетели Иеговы ссылаются в свое оправдание, — это случай с пророком Нафаном. Когда царь Давид захотел построить дом для поклонения Богу, Нафан разрешил царю поступать по своему разумению. Однако впоследствии Бог повелел Нафану известить Давида, что храм построит не он. Пророк ошибся, но ни Бог, ни кто-либо другой его не осудил. Бог и далее использовал Нафана, потому что тот понял и смиренно исправил свою ошибку 47.

Ортодоксальные христиане возражают, что первая весть о храме, по словам самого Нафана, не была дана ему Богом (1 Паралипоменон 17:2). А весть о нежелательности строительства до­ма была от Бога — Нафан ясно сказал об этом (17:3-15) 48. Следовательно, Общество Сторожевой Башни вновь переиначи­вает Писание в своих целях.

Удивительно, что многочисленные несбывшиеся предсказания так ничему и не научили Общество Сторожевой Башни. Уже в 1981 году оно вновь заговорило о близости Армагеддона и кон­ца света.

Напомните Свидетелю Иеговы указание из журнала “Сторо­жевая башня”: когда лжепророки разоблачены, “люди больше не должны доверять им как надежным советчикам” 49.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



___________________________Рассуждая при помощи Писания__________________________

Матфея 24:3 — “Духовное” Второе пришествие?


Учение Сторожевой Башни. Матфея 24:3 в “Переводе нового мира” звучит так: “Когда он сидел на Масличной горе, ученики подошли к нему отдельно от других и спросили: “Скажи нам, когда это бу­дет и что будет признаком твоего присутствия и завершения сис­темы вещей?”” (выделено автором). Обратите внимание, что Об­щество Сторожевой Башни заменяет “пришествие” на “присутствие”. На основании этого искаженного перевода Свидетелей Иеговы учат, что Иисус невидимо вернулся в 1914 году и с тех пор всегда духовно пребывает с нами 50.

Почему Второе пришествие было незримым? В книге “Самый великий человек, который когда-либо жил” читаем: “Люди не могут видеть ангелов в небесной славе. Следовательно, приход Сына Человеческого с ангелами должен быть невидимым для глаз человеческих” 51.

Не забывайте, что по учению Общества Сторожевой Башни Иисус был “воскрешен” из мертвых как духовное существо — архангел Михаил. Физически Он не воскрес из мертвых. Следовательно, Иисус никак не может вернуться физическим, види­мым образом. Он воскрес как невидимое духовное существо — значит, вернуться Он должен также в виде невидимого духовного су­щества.

Пос­ледние времена, по учению Свидетелей Иеговы, уже начались, и с 1914 года Христос “духовно” присутствует в мире 52. Ка­кие признаки указывают на то, что мы живем в последние дни? Какого-то одного абсолютного признака нет, но все признаки в совокупности ясно говорят об этом. Так называемый “совокупный” признак того, что мы живем в последние дни, включает в себя следующие элементы: народ восстает на народ (Матфея 24:7), недостаток продуктов питания (Матфея 24:7), сильнейшие землетрясения (Луки 21:11); губительные эпидемии (Луки 21:11); усиление “беззакония” (Матфея 24:11-12); люди “лишаются чувств от страха” перед тем, что происходит на земле (Луки 21:25-26); пос­ледователи Христа гонимы (Матфея 24:9); и благая весть о царст­ве проповедуется по всему миру (Матфея 24:14).

Все та же изданная Сторожевой Башней книга “Самый великий человек, который когда-либо жил” сообщает: “Подробное рассмотрение мировых событий с 1914 года открывает, что это важное пророчество Иисуса исполняется с того года в большем масштабе” 53.


Мы лишили бы себя возможности заметить зловещий “признак”, если бы не понимали, что конец всемирной системы вещей ознаменован подобными событиями, происходящими с 1914 года. Начиная с того незабывае­мого года, эта всемирная система вещей может быть низложена перед лицом всего человечества за самые кровопролитные войны в истории человечества; за нехватку пищи, в которой во многом виновны сами люди; за эпидемии, вызванные проступками людей; за рост беззакония; за охладение божественного свойства любви; за предательство, совершенное против человечества; за открытую нена­висть к христианам, которые противодействовали ложным пророкам, проповедуя “эту благую весть о Царстве” всему населению земли во “свидетельство всем народам”, и гонения на них. 54.


Поскольку пот­рясающие мир события, начиная с 1914 года, стремительно сменяли друг друга, руководство Сторожевой Башни, очевидно, считает, что Хрис­тос пришел и начал Свое духовное правление именно в том году 55. Следовательно, конец этой всемирной системы уже должен быть близок.

Библейское учение. Прежде всего, давайте отметим, что гречес­кое слово parousia (“пришествие”) имеет несколько слегка отличных друг от друга значений, в том числе “присутствие”, “физическое присутствие”, “пришествие” и “прибытие” 56. В словаре У. Вайна говорится, что слово parousia “обозначает как “прибытие”, так и последующее “пребывание”. К примеру, некая женщина в своем папирусном письме говорит о необхо­димости ее parousia в каком-то месте, чтобы позаботиться о делах, связанных с ее тамошней собственностью” 57. Слово parousia также исполь­зовано для описания физического “пребывания” Христа с учениками на Горе Преображения (2 Петра 1:16).

В Новом Завете слово parousia многократно используется без какого-либо намека на невидимость. Например:



Джозеф Тэйер в своем лексиконе объясняет слово parousia так: “В Новом Завете это слово употребля­ется, главным образом, в отношении пришествия, т. е. гряду­щего видимого возвращения Иисуса, Мессии, с небес для воскрешения мертвых, совершения последнего суда и официального и славного установления Царства Божьего” 58. Здесь нет и намека на невидимость.

В библейские времена слово parousia использовалось для описания визита царя или другого официального лица. Вполне возможно, что в Матфея 24:3 ученики Христа использовали это слово именно в таком значении *. Как отмечает толкователь Стэнли Туссен, ученики “были убеждены, что Иисус — Мессия, Которому во время Своего пришествия еще предстоит явить Себя Царем Израиля” 59. Экзегет Роберт Гандри разделяет это мнение и пишет, что слово parousia в Матфея 24:3 употребляется “в соответствии с его значением “визит сановных лиц”... оно указывает на публичность пришествия Сына Человеческого” 60.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Помимо слова parousia, для описания Второго пришествия Христа в Новом Завете исполь­зуются и другие греческие слова. Например, слово apokalupsis, которое означает “откровение”, “видимое раскрытие”, “разоблачение” и “снятие покрова” с чего-то скрытого. Это слово используется, когда речь идет о снятии покрова со статуи, чтобы все могли ее увидеть. Это же слово используется в 1 Петра 4:13 применительно ко Второму пришествию: “Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете” (выделено автором). Употребление слова apokalupsis для описания Второго пришествия ясно указывает на то, что пришествие будет зримым, и его увидит все человечество.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Греческое слово apokalupsis тесно связано с идеей славы. Употребленное в отношении Бога и Христа, это слово описывает яркое проявление личности Бога, Его откровение Себя человеку в сиянии славы 61. Различные варианты его употребления в Писании подтверждают такое заключение. Например, явления Бога во славе всегда сопровождаются сиянием света (Матфея 17:2; 1 Тимофею 6:16; Откровение 1:16). Более того, Бог в Писании часто “показывает” или “являет” Свою славу людям (Исход 16:10; Второзаконие 5:24), и люди “видят” ее (Исход 16:7; 33:18; Исаия 40:5), что подчеркивает ее зримую природу. Именно эта зримая слава Христа откроется (apokalupsis) при Вто­ром пришествии (см. 1 Петра 4:13).

Еще одно греческое слово, которое используется для описания Второго пришествия Христа, — epiphaneia, озна­чающее “появление”. Как указывает греческо-русский словарь Вейсмана, это слово также означает “внешний блеск, наружность”. В сло­варе Вайна есть несколько примеров того, что в античной литературе это слово указывает на чье-то физическое, зримое появление 62.

Павел несколько раз употребляет слово epiphaneia, говоря о зримом Втором пришествии Христа 63. Так, например, в Титу 2:13 апостол говорит об ожидании “блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (выделено автором). В 1 Тимофею 6:14 Павел увещевает Тимофея “соблюсти заповедь чисто и неукоснительно даже до явления Господа нашего Иисуса Хрис­та” (выделено автором).

Примечательно, что первое пришествие Христа — которое было и телесным, и зримым (“Слово стало плотью”) — названо словом epiphaneia (2 Тимофею 1:10). Второе пришествие Христа точно так же будет и телесным, и зримым. Какие бы слова ни использовали библейские писатели, — parousia, apokalupsis, epiphaneia все Писание указывает на то, что Второе при­шествие Христа будет видимым для всего человечества (см. Даниил 7:13; Захария 9:14; 12:10; Матфея 16:27-28; Марка 1:2; Иоанна 1:51; 2 Тимофею 4:1).


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Относительно учения Сторожевой Башни о том, что (незримое) Второе пришествие Христа уже произошло (в 1914 го­ду), укажите своему собеседнику на Матфея 24:29-30: “И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и сила небесные поколеблются; Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках не­бесных с силою и славою великою”.

Прочитав этот отрывок вслух, задайте Свидетелю Иеговы приведенные ниже вопросы:


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Деяния 1:9-11 — “Незримое Второе пришествие”?


Учение Сторожевой Башни. Текст Деяний 1:9-11 в “Переводе нового мира” звучит следующим образом: “И, сказав это, — в то время как они смотрели, — вознесся, и облако скрыло его от их взоров. И в то время как они глядели в небо, когда он уходил, и вот, рядом с ними встали два мужа в белых одеждах и сказали: “Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, который был взят от вас на небо, придет таким же образом, каким вы видели его уходящим на небо””.

Как утверждают Свидетели Иеговы, суть “образа, которым Иисус ушел на небо”, заключается в том, что Он скрылся из виду, и Его уход видели только ученики. Мир ничего не знал об этом событии. В процитированном отрывке сказано, что Второе пришествие Христа произойдет точно так же, — иными словами, мир ничего не будет знать о незримом пришествии Христа 65. И весь мир действительно ничего не знал о незримом пришествии Христа в 1914 году.

Библейское учение. В своем анализе этого отрывка Общество Сто­рожевой Башни путает “образ” и “следствие”. Образом вознесения Иисуса было не “исчезновение из вида”; скорее, “исчезновение из виду” было следствием Его вознесения. Образ же, которым вознесся на небеса Иисус, был видимым и телесным. Иисус воз­несся видимым и телесным образом, вследствие чего исчез из вида. Соответственно, при Своем Втором пришествии Христос придет зримым и телесным образом и появится на виду у всех.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Упоминание об облаке в Деяниях 1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:



В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:



Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: Преображение (Матфея 17), Вознесение (Деяния 1) и Второе пришествие (Матфея 24) — это три последовательных явления бо­жественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об об­лаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при Втором пришествии 66. Толкователь Библии Ф. Ф. Брюс поясняет: “В каждом случае [Преображение, Вознесение и Второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины — то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа (Исход 40:34). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Госпо­да внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Де­яний], им было дано “Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божест­венного присутствия”” 67.

Иисус вознесся на небеса в видимом сиянии Божьей славы и вернется также в видимом сиянии Божьей славы 68. Исказить факты, описанные в Деяниях 1:9-11, настолько, чтобы учение Сторожевой Башни о незримом возвращении Христа выглядело истиной, просто невозможно.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Откровение 1:7 — “Незримое” Второе Пришествие?


Учение Сторожевой Башни. Откровение 1:7 в “Пере­воде нового мира” звучит так: “Вот, он идет с облаками, и увидит его всякое око и те, которые пронзили его; и все пле­мена земные будут из-за него горевать и бить себя в грудь. Да, Аминь!”

Как уверяют Свидетели Иеговы, фраза “идет с облаками” указывает на невидимость пришествия Христа. Ведь люди на земле обычно не видят самолет, летящий в густых облаках. Если Христос идет “с облаками”, то человеческие существа не смогут Его увидеть 69. Его возвращение будет незри­мым.

Но если Второе пришествие Христа будет невидимым, в каком же смысле его “увидит всякое око”? Эту фразу не следует понимать буквально. Как говорят Свидетели Иеговы, люди распознают, что Христос незримо присутствует и духовно правит, по событиям, происходящим на земле 70. Когда на нечестивых обрушатся Божьи наказания, станет особенно яс­но, что эта кара исходит от Христа. Это будет неоспоримым свидетель­ством Его “присутствия”. Книга Let God Be True разъясняет: “Понимающие очи видят Его возвращение, будучи просвещены раскрывающимся Словом Бога. Пришествие и присутствие Христа распознаются не из-за видимой телесной близости, но по свету его актов правосудия и исполнению библейского пророчества” 71.

Библейское учение. Учение Сторожевой Башни о том, что пришествие Христа “с облаками” будет невидимым, представляет собой явное искажение Писание. Как мы уже убедились, облака в Писании часто ассоциируются со зримой славой Бога (Исход 16:10; 40:34-35; 3 Царств 8:10-11; Матфея 17:5; 24:30; 26:64). Джон Ф. Уолвурд поясняет: “Как Христос был скрыт облаком при Своем вознесении (Деян. 1:9), так Он и придет с небесными облаками (Мф. 24:30; 26:64; Мк. 13:26; 14:62; Лк. 21:27)” 72. Иисус ушел при видимом проявлении славы Божией (облака), и вернется Он точно так же — при видимом проявлении славы Божией (облако).

А что мы скажем по поводу предложенного Обществом Сторожевой Башни толкования фразы “увидит его всякое око”? Действительно ли “увидит его всякое понимающее око”? Простое, непредвзятое прочтение текста показывает, что грядущего в славе Христа увидит каждый глаз на земле. Это согласуется с целым рядом других отрывков Писания. Например, в Матфея 24:30 о Втором пришествии сказано: “Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядуще­го на облаках небесных с силою и славою великою” (выделено автором).

Глагол “увидит” в Откровении 1:7 представляет собой перевод греческо­го слова horao. В лексиконе Арндта и Джингриха можно прочесть, что это греческое слово означает “увидеть, заметить при помощи органов чувств73. Аналогичным образом, лексикон Тэйера сообщает, что слово horao в Откровении 1:7 употреблено в значении “видеть глазами [физическими органами]74. Толковый словарь Вайна объясняет слово horao как “телесное зрение” 75. Таким образом, контекст Откровения 1:7 не дает никаких оснований полагать, что его изначальный смысл — “увидят понимающим оком, будучи просвещены раскрывающимися Словом Бога”. В данном отрывке явно говорится о событии, видимом для глаз — обыкновенных человеческих глаз.


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Матфея 24:34 — Поколение 1914 года*


Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Матфея 24:34 в “Переводе нового мира” звучит так: “Истинно говорю вам, что не пройдет это поколение, как все это произойдет” (выделено автором). Общество Сторожевой Башни внушает Свидетелям Иеговы, что под “этим поко­лением” имеется в виду поколение 1914 года. По словам Общества, именно эта группа людей не умрет, пока “все это” (т.е. пророчества, в том числе и Армагеддон) не произойдет.

Изучение того, как Общество Сторожевой Башни толковало этот стих на протяжении своей истории, чрезвычайно поучительно. В 1968 году Общество еще говорило своим пос­ледователям, что Свидетели Иеговы, которым в 1914 году было 15 лет, доживут до конца этой системы вещей. Один из номеров журнала “Пробудитесь!” за 1968 год объяснял фразу “это поколение” таким образом:


Иисус явно говорил о людях достаточно взрослых, чтобы с пониманием засвидетельствовать события, сопровождавшие начало “пос­ледних дней”... Даже если предположить, что пятнадцатилетние подростки достаточно понятливы, чтобы осознать смысл произошедшего в 1914 году, самому молодому представителю “этого поколения” сейчас все равно уже почти 70 лет... Иисус сказал, что конец этого развращенного мира наступит раньше, чем это поколение будет унесено смертью (выделено автором) 76.


Примерно десять лет спустя, в 1978 году, журнал “Сто­рожевая башня” утверждал: “Таким образом, когда мы прилагаем это к нашим временам, слово “поколение” логически невозможно применять к младенцам, рожденным во время Первой мировой войны” (выделено автором) 77. В то время Общество Сто­рожевой Башни, очевидно, все еще полагало, что кульминацию человеческой истории увидят люди, которые в 1914 году были под­ростками.

Дэвид Рид по этому поводу замечает: “Стоит лишь подсчитать, что человеку, которому в 1914 году было 15 лет, в 1924 году будет уже 25, в 1934 году — 35, а в 1984 году — 85, и вы увидите, что к середине 1980-х годов поколение, которое, по мнению Сторожевой Башни, не должно “пройти”, уже почти полностью умерло. Пророчество практически провалилось. Однако руководители [Сторожевой Башни] не стали изменять пророчество — они прос­то растянули границы поколения” 78.

Журнал “Сторожевая башня” за 1980 год объяснял фразу “это поколение” так: “Это поколение людей, которые видели катастрофические события, происходившие, начиная с 1914 года и далее, в связи с Первой мировой войной... Если предположить, что 10 лет — как раз тот возраст, когда событие оставляет неизгладимое впечатление” (выделено автором) 79. Руководители Сторожевой Башни снизили возраст с 15 до 10 лет, чтобы добавить быстро умиравшему поколению еще пять лет жизни.

Однако принятое в 1980 году решение не устранило проблему. Нужен был новый шаг. И в журнале “Сто­рожевая башня” за 1984 год можно прочесть следующее: “Если Иисус использовал слово “поколение” в том смысле, и мы применим его к 1914 году, то младенцам из того поколения сейчас по 70 лет и больше... Неко­торые из них “не пройдут, как все это произойдет”” (выделено автором) 80.

Аналогичным образом, в журнале “Сто­рожевая башня” за 1985 год говорилось: “Божье правосудие должно свершиться прежде, чем поколение 1914 года полностью умрет” 81. Журнал “Пробудитесь!” за 1988 год писал: “Большая часть поколения 1914 года уже умерла. Но на земле все еще есть миллионы тех, кто родился в том году или раньше... Сло­ва Иисуса исполнятся: “это поколение не пройдет, пока все это не произойдет”” 82.

Книга Reasoning from the Scriptures (1989) отмечала, что времени остается все мень­ше: ““Поколение”, жившее при начале исполнения признака 1914 года, теперь уже находится в весьма преклонном возрасте. Времени, должно быть, остается очень мало. Существующие в мире условия указывают на то, что именно так и обстоит дело” 83.

Библейское учение. Свой разговор со Свидетелем Иеговы по поводу Матфея 24:34 вы можете начать с вопроса:


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Ваш собеседник, вероятно, ответит, что на важность 1914 года указывало множество признаков. Но не позволяйте ему уклонится от прямого ответа. Требуйте подтверждения из Библии: глава и стих!

Кроме того, вы можете спросить Свидетеля Иеговы об изме­нениях в возрасте “поколения 1914 года”, которое якобы должно увидеть конец злой системы вещей:


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Как правило, христиане придерживаются одного из двух основных толкований Матфея 24:34. Согласно первому из них, в 34-м стихе Христос говорит о том, что люди, которые увидят признаки, описанные в начале 24-й главы (эти знамения связаны с будущим временем Великой Скорби), еще при своей жизни увидят возращение Христа. Иудеи верили, что Великая Скорбь продлится всего семь лет (Даниил 9:24-27), а потому живущие в начале этого периода, скорее всего, доживут до момента, когда через семь лет увидят Второе пришествие (за исключением тех, кто лишится жизни в это смутное время).

Исследователь Библии Норман Гайслер говорит:


Поколение, которое увидит начало этих событий: мерзость запустения (ст. 15); великая скорбь, какой не было от начала мира (ст. 21); знамение Сына Человеческого на небе (ст. 30) и т. д., — все еще будет живо, когда эти кары закончатся. А поскольку общепризнанно, что Скорбь — это период около семи лет (Дан. 9:27; ср. Отк. 11:2) в конце времен, значит, Иисус имел в виду, что “род сей”, видевший начало испытаний, все еще будет жив по их окончании 84.


Другие христиане полагают, что слово “род” использовано здесь в значении “народ, родня, семья, племя”. В таком случае, в Матфея 24:34 Иисус обещал, что израильский народ доживет — несмотря на ужасные гонения во время Великой Скорби — до тех пор, когда при Втором пришествии Божий замысел относительно Израиля будет окончательно исполнен. Норман Гайслер поясняет:


Слова Иисуса могут означать и то, что еврейский народ не исчезнет, пока все не исполнится. Поскольку Израилю было дано много обетований — в том числе и получение Палестины (Быт. 12; 14-15; 17) и Давидова царства (2 Цар. 7) в вечное наследие — Иисус, возможно, говорил о том, что Бог сохранит Израиль ради исполнения Своих обещаний. И Павел действительно говорит о будущем израильского народа, о том, что израильтянам будут возвращены Божьи заветные обетования (Римлянам 11:11-26) 85.


Какое бы из двух толкований вы ни предпочли, в 24-й главе Евангелия от Матфея (а равно и в любом другом отрывке Писания) нет никаких указаний на то, что кульминация предсказанных пророками событий должна наступить в ка­кой-то точно указанный момент после 1914-го или любого другого года. Свидетели Иеговы привносят в текст Библии совершенно чуждую идею.


Общество Сторожевой Башни — лжепророк?


Выше я уже отмечал, что на протяжении своей истории Общество Сторожевой Башни сделало целый ряд предсказаний и не раз подвергалось жесткой критике в связи с множеством несбывшихся пророчеств. В резуль­тате многие уходили из организации.

В ответ Общество Сторожевой Башни заявляло, что и библейские пророки иногда ошибались, а потому Свидетелей Иеговы не за что осуждать. Кни­га Reasoning from the Scriptures сообщает нам, что “апостолы и другие первые христианские ученики питали некоторые ложные надежды, однако Библия не относит их к числу “ложных пророков”” 86.

В подтверждение своих слов Общество Сторожевой Башни ссылается на многие библейские отрывки, но три из них упоминаются особенно час­то: Луки 19:11; Деяния 1:6; Иона 3:4-10; 4:1-2. Чуть ниже мы рассмотрим эти тексты, но сначала позвольте мне рассказать вам короткую историю.

Один Свидетель Иеговы в разговоре со мной признал, что в прошлом Общество Сторожевой Башни делало ошибочные предсказания. Как и следовало ожидать, он ссылался на то, что и библейские пророки иногда ошибались. Затем он добавил, что “свет” (исходящий от Бога) сегодня становится все ярче и ярче, и все становится гораздо яснее. Поэтому Общество Сторожевой Башни сегодня понимает все гораздо лучше, чем прежде, и свет становится все ярче с каждым днем.

Я ответил: “Если свет с каждым днем становится ярче, через десять лет вам, возможно, придется признать ошибочность всех своих нынешних убеждений, — ведь через десять лет свет будет гораздо ярче, не так ли?”

Он слегка смутился, но все же признал справедливость моих слов. А что ему оставалось делать?

Тогда я продолжил: “А что, если вы завтра умрете? Зна­чит ли это, что вы умрете в заблуждении и навсегда погибнете?” Не желая продолжать этот неприятный разговор, мой собеседник быстро сменил тему. Но цель была достигнута.

На прощание я подбросил ему еще одну мысль. В одном старом периодическом издании Общества, которое называлось “Сторожевая Башня Сиона”, говорилось, что новое представление об истине не может противоречить прежней истине. “Новый свет” не угашает старый “свет”, но только усиливает его 87. Я указал своему собеседнику на тот факт, что “ста­рый свет” Сторожевой Башни (ложные пророчества) был явным заблуж­дением, и что “новый свет”, как теперь говорит Общество, должен исправить “старый”. Потом я спросил: “Вы действительно хотите доверить свою вечную судьбу Обществу Сторо­жевой Башни как Божьему “каналу истины”?”

Одно замечание: когда вы показываете Свидетелям Иеговы на ошибки в пророчествах Общества Сторожевой Башни, они иногда возражают: “Но мы же признали свои ошибки — значит, мы не лжепророки”. Если Свидетель в беседе с вами прибегнет к такому аргументу…


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________



Луки 19:11 — Ложные ожидания апостолов?


Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Луки 19:11 в “Переводе нового мира” звучит так: “Пока они [ученики] слушали это, он привел в дополнение наглядный пример, потому что он был около Иерусалима, и они думали, что царство Бога должно явиться в тот же миг”.

Как указывают Свидетели Иеговы, ученики “думали” неправильно. Царство Божье вовсе не должно было откры­ться “в тот же миг”. Ученики ошибались. Но по-прежнему оставались учениками Христа.

Некогда Свидетели Иеговы считали Общество Сто­рожевой Башни вдохновенным свыше пророком (вроде Иезекииля), но в последние годы изменили свое мнение. Сейчас они говорят, что Общество не претендует на роль пророка. Оно ошибалось. Как и ученики Христа в Луки 19:11, Общество иногда жило ложными ожиданиями 89.

Общество Сторожевой Башни объясняет это так: “Это правда: братьев, которые готовят эти публикации, нельзя назвать непогрешимыми. Их писания не вдохновлены Богом в отличие от пи­саний Павла и других библейских авторов (2 Тим. 3:16). А потому временами возникала необходимость исправлять наши представления по мере того, как понимание становилось яснее (Прит. 4:18)” 90.

Библейское учение. Христиане согласны с тем, что учени­ки Христа, будучи обыкновенными людьми, иногда придерживались неправильных взглядов. Однако ни в Луки 19:11, ни в каком-либо другом тексте Писания нет ни слова о том, что ученики или пророки ког­да-либо проповедовали такие ложные представления, выдавая их за откровение, данное Богом человечеству 91.

Необходимо подчеркнуть, что пророки или апос­толы, выступая в роли Божьих посланников к человечеству, никогда не возвещали людям лжеучения. Ни один подлинный Божий проро­к не допустил ни одной ошибки в своих пророчествах, потому что он передавал человечеству слова Бога, а не свои собственные мысли.

Как Общество Сторожевой Башни (претендующее на роль гласа Божьего для человечества) вообще может сравнивать свои многочисленные систематические лжепророчества с редкими случайными ошибками, допущенными Божьими апостолами или пророками, когда те не говорили от имени Бога? Это абсолютно несравнимые вещи!


______________Спросите...__________________________________________________________________________


(Если ваш собеседник укажет на пророчество Ионы о Ниневии, обратитесь к соответствующему разделу в этой главе [см. ниже]. Подчеркните, что пророки никогда не ошибались, говоря от имени Бога.)


__________________________________________________________________________________________________


Важно понимать, что ошибочное утверждение человека не следует считать откровением от Бога лишь потому, что это утверждение записано в Библии. Иногда апостолы поступали и говорили как обыкновенные люди, а не как Божьи посланники. Хорошим примером тому служит стих Луки 19:11, где ученики “думали”, что Царство должно открыться немедленно 92.

Напротив, когда апостолы или пророки говорили от имени Бо­га, они никак не могли ошибаться, потому что пересказывали прямое откровение от Бога. Обратите внимание на сле­дующие библейские отрывки:



______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Относительно Луки 19:11 необходимо помнить: уче­ники знали, что Царствие Божие в определенном смысле уже нас­тупило и присутствует в служении Иисуса (Луки 11:20). Поэтому, когда Иисус с учениками подошел “к Иерусалиму” (столице), некоторые подумали, что окончательное установление Царствия Божьего совсем близ­ко, — несмотря на постоянные предупреждения Иисуса о грядущем крес­те. Он исправил ошибочное “представление” или мнение учеников, рассказав причту (19:12-27), из которой следовало, что еще должно пройти некоторое время, прежде чем Царство будет окончательно установлено. При помощи этой притчи Иисус исправил образ мыслей и рассеял чересчур страстные надежды Своих учеников.



Деяния 1:6 — Ошибочные представления апостолов?


Учение Сторожевой Башни. Текст Деяний 1:6 в “Переводе нового мира” звучит так: “Когда же они собрались, то стали спрашивать его: “Гос­поди, не в это ли время ты восстановишь царство Израилю?”” На этот стих Общество Сторожевой Башни также ссылается в доказательство того, что ученики Христа иногда ошибались и заблуждались (царство не было тогда восстановлено в Израиле). В этом стихе Свидетели Иеговы находят оправдание (или, по крайней мере, извинение) своим собственным заб­луждениям. Поскольку апостолы заблуждались, но не были осуждены, то и Общество Сторожевой Башни не следует осуж­дать за его прошлые ошибки.

Библейское учение. Как мы уже видели в Евангелии от Луки 19:11, будучи обык­новенными людьми, ученики иногда ошибались. Но это не значит, что они проповедовали ошибочные взгляды как непосредственное откровение от Бога человечеству. Ни один истинный Божий пророк ни разу не допустил оши­бки в пророчестве, потому что он возвещал человечеству слова Бога, а не свои собственные 93.

Я вынужден еще раз повторить: Общество Сторожевой Башни (претендующее на роль гласа Божьего для человечества) не вправе сравнивать свои систематические лжепророчества со случайными ошибками Божьих пророков и апос­толов. Это несравнимые вещи.


______________Спросите...__________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________________________________

Но что же, в таком случае, произошло в Деяниях 1:6? Когда апостолы услышали от Иисуса о скором ниспослании Святого Духа (Деяния 1:5), — а они знали, что приход Святого Духа будет “признаком” новой эры 94, — они, естественно, решили, что именно в тот момент царство в Израиле будет восстановлено. Отсюда и их воп­рос в 6-м стихе.

Несомненно, апостолы в какой-то степени разделяли политические ожидания своих современников, связанные с приходом Мессии. Ожидалось, что Мес­сия освободит евреев от римского владычества и создаст земное царство, в котором люди, наконец, обретут свободу.

Возможно, отмечает Ф. Ф. Брюс, апостолы “уже давно тешили себя мыслью, что при новом по­рядке сами они будут занимать высокие должности (ср. Мк. 10:35-45, Лк. 22:24-27)” 95. Таким образом, некоторые вопросы учеников к Иисусу могли быть продиктованы лич­ными интересами.

Суть ответа, который Иисус дал апостолам в 7-м стихе, сводилась к следующему: “Это не ваша забота”. О времени установления Царства знает Отец. Иисус сказал ученикам, что их первейшая забота — свидетельствовать о Нем, в точности передавая другим все, что им известно о Его жизни и учении. Ученики должны были делать это силой Святого Духа.

Систематические оши­бочные предсказания Общества Сторожевой Башни не становятся менее ужасными оттого, что у апостолов были какие-то неправиль­ные представления. В этом стихе апостолы не возвещали никакого откровения свыше — они лишь задали Иисусу вопрос! Следовательно, проводить какие-то параллели между ними и Обществом Сторожевой Башни нельзя.


Иона 3:4-10; 4:1-2 — Ошибочные предсказания пророков?


Учение Сторожевой Башни. Стихи Иона 3:4-10 и 4:1-2 в “Переводе нового мира” звучат так: “Наконец, Иона начал входить в город на расстояние однодневного перехода и все время возвещал и говорил: “Всего через сорок дней Ниневия будет разрушена.” [...] И увидел [истинный] Бог дела их, что они обратились от злого пути своего; и пожалел [истинный] Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них; и не навел” (перев. с англ.).

Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что биб­лейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Значит, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах.

Библейское учение. Отвечая на этот довод Сторожевой Башни, вы должны подчеркнуть, что Иона не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Иона 3:1).


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________


Очевидно, в пророчество Ионы была заложена возможность покаяния. Реакция ниневитян свидетельствует, что они поняли: окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Ниневитяне поняли, что через сорок дней их город бу­дет разрушен, если только они не покаются (Иона 3:5-9) 96. Увидев, каким образом ниневитяне отреагировали на пророчест­во Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции ниневитян 97.

Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: “Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его: Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему” (Иеремия 18:7-8). Случай с Ниневией — яркое воплощение этого принципа. Примечательно, что Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние (Исход 32:14; 2 Царств 24:6; Амос 7:3, 7) 98.

Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, состоит в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: “Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзыв­чивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать” 99.

Очевидно, что история Ионы ни в коей мере не уменьшает вину Общества Сторожевой Башни за многочисленные ложные предсказа­ния — ни одно из которых не походило на условное пророчество, которое Бог послал Ниневии 100. И поскольку сам Иона лишь в точности воспроизвел послание, которое доверил ему Бог, Общество Сторожевой Башни не может утверждать, что Иона совершил ошиб­ку. Эта библейская история никак не укрепляет позиции Свидетелей Иеговы.

Прочитайте вслух то, что написано в Иеремии 18:7-8, а затем…


______________Спросите...__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________

* В 1995 году Общество Сторожевой Башни радикально изменило свое понимание фразы “род сей” из Матфея 24:34. Теперь Свидетели Иеговы уже не связывают конец “земной системы вещей” со сроком жизни людей, родившихся в 1914 году. Тем не менее, многие годы учение о “поколении 1914 года” было одним из ключевых положений богословия Сторожевой Башни. Эта история прекрасно иллюстрирует человеческое происхождение “пророчеств” Сторожевой Башни”. — Прим. науч. ред.

* Это признают и сами Свидетели Иеговы. См. Сторожевая башня, 15 августа 1996 г., с. 11. — Прим. ред.

* В 1995 году Общество Сторожевой Башни, по-видимому, поняло, что далее оттягивать исполнение пророчества о поколении 1914 года уже просто некуда. Как бы то ни было, 1 ноября 1995 года в журнале “Сторожевая башня” появилась статья, в которой руководство Сторожевой Башни отреклось от прежнего истолкования Матфея 24:34.


Горя желанием увидеть конец этой злой системы, служители Иеговы порой строили догадки о времени, когда грянет “великая скорбь”, даже связывая эту дату с продолжительностью жизни рода 1914 года и пытаясь вычислить ее. Однако мы приобретаем “сердце мудрое” не рассуждениями о том, сколько лет или дней живет род, но тем, что размышляем, как “счислять дни наши” в радостном восхвалении Иеговы (Псалом 89:12). Слово “род”, как его употреблял Иисус, не диктует правило для отсчета времени, но относится преимущественно к живущим в определенный исторический период современным людям с их отличительными особенностями. […] В заключительном исполнении пророчества Иисуса в наше время под “родом сим”, по-видимому, подразумеваются народы земли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся (с. 17-18, 19. Курсив науч. редактора).


Очевидно, что Сторожевая Башня в очередной раз пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Руководителям организации следовало бы просить прощения у всех своих последователей и других людей, которых они обманывали в течение без малого 30 лет. Они же пошли иным путем — пытаясь сохранить лицо, опять свалили всю вину на каких-то абстрактных “служителей Иеговы”, которые якобы “порой строили догадки” о поколении 1914 года.

Таким образом, материал раздела “Поколение 1914 года” уже устарел. Тем не менее, мы оставили его в авторской редакции, чтобы вы могли своими глазами увидеть, как Общество отстаивало учение, ложность которого уже в те времена была очевидна для всех, кроме самих Свидетелей Иеговы. — Прим. науч. редактора.


1

2

3

4

5

6

7 Сторожевая башня, 1 мая 1997 г., с. 8.

8 1980 Yearbook of Jehovah’s Witnesses (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1980), pp. 30-31. См. тж. Сторожевая башня, 1 ноября 1993 г., с. 12.

9 Сторожевая башня, 1 апреля 2000 г., с. 10.

10 Сторожевая башня, 15 марта 1986 г., с. 19. См. тж. Сторожевая башня, 1 октября 2001 г., с. 22.

11 Сторожевая башня, 1 августа 1997 г., с. 11.

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22 Истина освободит вас (Watchtower Bible and Tract Society, 1950), c. 324.

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37 1975 Yearbook (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 146. См. тж. Сторожевая башня, 1 ноября 1991 г., с. 26; 1 ноября 1993 г., с. 12; 1 декабря 1993 г., с. 18.

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50 Reasoning from the Scriptures, p. 341. См. тж. Сторожевая башня, 15 августа 1996 г., с. 9-14.

51 Самый великий человек, который когда-либо жил (Watch Tower Bible and Tract Society, 1991), раздел 111.

52

53 Самый великий человек, который когда-либо жил, раздел 111.

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65 Ты можешь жить вечно в раю на земле (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 145.

66

67

68

69 Откровение — его грандиозный апогей близок! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2002), с. 20. См. тж. Сторожевая башня, 1 мая 1993 г., с. 22.

70 Reasoning from the Scriptures, p. 343. См. тж. Ты можешь жить вечно в раю на земле, с. 146; 15 февраля 1994 г., с. 20.

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86 Reasoning from the Scriptures, p. 134. См. тж. Сторожевая башня, 15 августа 1997 г., с. 16.

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

Hosted by uCoz