9


Троица

Библейское учение или языческая ложь?


Вселенская же вера состоит в том, чтобы чествовать единого бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущностей. ... три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что... должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.

— Афанасьевский Символ Веры 1


Брошюра Сторожевой Башни «Следует ли верить в Троицу?» спрашивает: «Если бы Библию прочитал от начала до конца непредвзятый читатель, пришел бы он сам к выводу, что Бог триедин? Вовсе нет» 2.

Наоборот, по словам авторов этой брошюры, изучая Библию, мы видим в ней только «монотеизм» — «учение о том, что существует только один Бог» 3. В Иоанна 17:3 Сам Иисус провозгласил монотеизм, назвав Отца «единственным истинным Богом». Но если Он называл Отца единственным истинным Богом, то Сам Он этим Богом быть уже не мог 4.

По словам Общества Сторожевой Башни, Иисус никогда не проповедовал учения о Троице. В изданной ими книге Let God Be True мы читаем: «Очень странно, что Иисус не удостоил это сложное, запутанное учение Своего внимания в форме разъяснения или поучения» 5.

Далее эта книга предлагает читателю «решающий» аргумент против учения о Троице: «Одна из самых больших загадок состоит в том, кто правил Вселенной три дня, пока Иисус был мертв и находился в могиле... Будь Иисус Богом, во время Его смерти Бог был бы мертв и в могиле. Какая это была прекрасная возможность для сатаны получить безраздельную власть!.. Будь Иисус бессмертным Богом, Он не мог бы умереть» 6.

Другой обычный довод Сторожевой Башни против учения о Троице состоит в том, что Иегова Бог — не Бог беспорядка или неустройства (1 Коринфянам 14:33), а потому в Писании не может говориться о Боге, Которого человеческий разум не может понять. Мысль о том, что Отец есть Бог, Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, непонятна и нелогична в свете идеи, что существует только один Бог. А поскольку Иегова Бог — не Бог неустройства, то подобные представления о Нем не могут быть верными. Иисус говорил: «Мы поклоняемся тому, что знаем» (Иоанна 4:22 ПНМ, курсив автора). Кроме того, слова «Троица» даже нет в Библии. Это понятие прибавлено к Библии, а не найдено в ней.

Всю свою историю Общество Сторожевой Башни искажало христианское учение о Троице, чтобы «рассудительным» людям было проще понять, почему это учение следует отвергнуть. Например, в пятом томе книжной серии Studies in the Scriptures (1899) они писали, что «это учение о трех Богах в одном Боге — ...одна из мрачных тайн, при помощи которых сатана — через папство — сделал туманными Слово Бога и его план» 7. (Однако христиане не верят в «трех Богов в одном Боге»; они верят в одного Бога, и считают, что в едином Божестве есть три равных друг другу Лица.)

В том же издании мы читаем о «нелогичной и небиблейской доктрине о Троице — три Бога в одной личности» 8. (Опять-таки, христиане не верят в «трех Богов в одной личности»; они верят в три равных друг другу Личности в одном Божестве.)

Одна из публикаций Сторожевой Башни даже назвала Троицу причудливым существом:


Когда последователи задают священникам вопрос, как такая комбинация — три в одном — может существовать, те должны ответить: «Это тайна». Некоторые из них стараются объяснить это при помощи треугольника, трилистника или изображения трех голов на одной шее. Однако искренние люди, желающие знать истинного Бога и служить ему, находят для себя довольно трудным любить сложного, причудливого, трехголового Бога и поклоняться ему. Духовенство, внедряющие такие идеи, опровергает себя в следующий же миг, утверждая, что Бог создал человека по своему образу; ибо никто никогда еще не видел трехголового человека 9.


По поводу сатанинского происхождения учения о Троице изданная Сторожевой Башней книга Reconciliation сообщает: «Более обманного учения, чем учение о Троице, никогда еще не выдвигали. Оно могло возникнуть только в одном уме, в уме Сатаны дьявола» 10. В книге Riches говорится о том же: «Еще одна ложь, сотворенная и высказанная сатаной с целью опозорить имя Бога и отвратить людей от Бога, — это учение о “троице”» 11.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что учение о Троице не только имеет сатанинское происхождение, но и представляет собой языческое понятие. Они цитируют книгу The Paganism in Our Christianity [«Язычество в нашем христианстве»], в которой говорится: «Происхождение [Троицы] полностью языческое», 12 — и ссылаются на то, что за много веков до Христа в Вавилоне, Египте и Ассирии уже существовали так называемые триады или троицы богов 13. По словам историка Уилла Дюранта: «Христианству не удалось разрушить язычество; оно переняло его» 14. «Отсюда следует, — говорит Общество Сторожевой Башни, — что Бог не был автором этого учения» 15. Христианское богословие впитало в себя это сатанинско-языческое понятие в первые века существования церкви.

Точнее говоря, Общество Сторожевой Башни полагает, что Церковь приняла учение о Троице где-то через триста лет после смерти Христа 16. Изданная Сторожевой Башней книга Mankind’s Search for God (1990 г.) преподносит эту историю следующим образом: император Константин хотел добиться единства в своем государстве, и в 325 г. н. э. созвал своих епископов на собор в город Никея. Принято считать, что на соборе присутствовало от 250 до 318 (т.е. меньшая часть) епископов. «После ожесточенных споров этот непредставительный собор произвел на свет Никейский Символ Веры, в котором отразилось глубокая приверженность тринитарному мышлению. Но на этом споры об учении не закончились... Это была победа богословия и поражение тех, кто придерживался Писаний» 17.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что это «отклонение» от учения первой Церкви было предсказано Христом и Его апостолами, которые говорили об «отпадении» или об отступлении от веры перед Вторым пришествием. Помимо языческого учения о Троице христианский мир позаимствовал и другие языческие понятия, такие как адский огонь, бессмертие души и идолопоклонство, — это стало началом духовной «эпохи мрака», в которой господствует растущий «человек греха» — духовенство 18.

Таким образом, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу: «…Поклоняться Богу угодным ему образом означает отвергать учение о Троице. Это учение противоречит убеждениями учениям пророков, Иисуса, апостолов и первых христиан. Оно противоречит тому, что Бог сам говорит о себе во вдохновленном им Слове» 19.


___________________________Рассуждая при помощи Писания__________________________



Слово «Троица» — Небиблейское понятие?


Доказывает ли тот факт, что слова «Троица» нет в Библии, ложность учения о Троице? Никоим образом! Хотя это слово и не упоминается в Библии, понятие Троицы имеет явно библейское происхождение.

Вы должны напомнить Свидетелю Иеговы, что слово «Иегова» как таковое тоже не встречается в Библии 20. По сути, этого слова нет ни в одной достоверной греческой или еврейской рукописи Библии. Слово «Иегова» выдумали суеверные иудеи-книжники, соединив буквы YHWH с гласными из слова Adonai. В результате получилось слово «Яхова» или «Иегова». Таким образом, если Сторожевая Башня отрицает библейское происхождение учения о Троице на том основании, что слова «Троица» нет в Библии, то учение об имени «Иегова» тоже следует считать ложным, поскольку и это слово нигде не встречается в Библии.

Тот же принцип можно проиллюстрировать на примере слова «теократия». Бывший Свидетель Иеговы Дуэйн Маньяни описывает вымышленную беседу между христианином по имени Крис и Свидетелем Иеговы по имени Джей:


Крис: Возьмите, к примеру, слово «теократия». Этого слова нет в Библии, зато в римской империи существовала своего рода теократия — императора считали богом, божественным царем. То же самое было и в Египте, где фараон считался богом и правителем страны. Это очень напоминает структуру Сторожевой Башни.

Джей: И каким же образом?

Крис: Общество называет себя теократией, во главе которой стоит «божественный правитель», и его власть распространяется на весь народ Бога [всех Свидетелей Иеговы], не так ли?

Джей: О да, Общество Сторожевой Башни — это теократическая организация.

Крис: Однако то, что принцип «теократии» существовал еще в языческой культуре, и что этого слова нет в Библии, не мешает вам считать, что это учение основано на Писании, не так ли? 21


Естественно, ответом на последний вопрос будет «нет». Аналогично, нельзя отрицать библейское основание учения о Троице лишь потому, что в Библии нет слова «Троица».


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________



Языческое понятие?


Есть ли у Сторожевой Башни хоть какие-то основания считать учение о Троице языческим? Ни в коем случае! Во-первых, не стоит забывать, что вавилоняне и ассирийцы верили в триады богов, которые возглавляли пантеон из множества богов 22. Далее, эти триады состояли из трех отдельных богов (многобожие), что кардинально отличается от учения о Троице, согласно которому есть только один Бог (единобожие), проявляющий Себя как три Личности в одном Божестве.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Более того, мы уже упоминали, что подобные языческие идеи существовали где-то за две тысячи лет до христианства и довольно далеко от той части света, в которой христианство родилось 23. Таким образом, по историческим и географическим соображениям, невозможно себе даже представить, что христианство позаимствовало тринитарные представления у язычников.

Вы можете напомнить Свидетелю Иеговы, что язычники верили в великий потоп, уничтоживший большую часть человечества. Верили они и в воскресение из мертвых подобного мессии бога по имени Таммуз. Апологет Пол Дж. Уизерс отмечает: «Если Сторожевая Башня воспользуется тем же методом рассуждения, окажется, что христианские представления о потопе, Мессии (Иисусе) и Его воскресении имеют языческое происхождение. В конце концов, язычники верили во все это еще до христиан!» 24

Тот факт, что язычники верили во что-то, внешне похожее на учение Писания, сам по себе еще не означает, что христианство позаимствовало свои учения у них. Если вы сможете убедительно объяснить это Свидетелю Иеговы, ваш собеседник окажется перед выбором — «либо он признает, что доводы Свидетелей Иеговы ложны, либо придет к выводу, что вера в потоп, Мессию и воскресение Христа позаимствована у язычников» 25.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________



1 Коринфянам 14:33 — Иегова есть Бог не беспорядка


Учение Сторожевой Башни. 1 Коринфянам 14:33 в «Переводе нового мира» звучит так: «…Бог есть Бог не беспорядка, а мира». Как говорят Свидетели Иеговы, Бог есть Бог не беспорядка или неустройства, следовательно, учение о Троице не может быть истинным, поскольку оно абсолютно нелогично. В конце концов, как может быть, что каждое Лицо Троицы само по себе является Богом, но при этом существует только один Бог? Это какая-то бессмыслица 26.

В книге Let God Be True мы читаем о Троице: «Объяснить ее словом “Тайна!” недостаточно. Если помнить слова апостола “Бог есть Бог не беспорядка” (1 Коринфянам 14:33), сразу же становится очевидно, что такое учение — не от Бога. Тогда возникает вопрос: если автором этого запутанного учения является не Бог, кто же его автор?» 27 Вывод очевиден — это учение порождено сатаной.

Библейское учение. Неспособность человека полностью понять смысл какого-то учения отнюдь не говорит о ложности этого учения. Понять Бога полностью люди могли бы лишь в том случае, если бы они имели разум Бога.

Вам следует показать Свидетелю Иеговы библейские стихи, которые показывают, что человек не в состоянии полностью постичь Бога и Его пути. К примеру:



Такие стихи ясно показывают, что у возможностей человеческой логики есть предел. Ограниченный разум не способен обладать всей полнотой знания о бесконечном существе. Творение не может знать всего, что только можно знать о суверенном Творце. Как маленький ребенок не способен понять все слова своего отца, так и мы, дети Бога, не можем обрести полноту знания о нашем небесном Отце.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Что бы вам ни ответил Свидетель, сошлитесь на изданную Сторожевой Башней книгу Reasoning from the Scriptures, в которой сказано, что человек не может полностью понять осознать безначальность Бога. Цитируя Псалом 89:3, в котором говорится о вечной природе Бога, эта публикация спрашивает:


Логично ли это? Наш разум не может полностью осознать этот факт. Но это не причина его отрицать. Подумайте над такими примерами: (1) Время. Никто не может указать на конкретный момент, с которого началось время. И мы знаем, что, хотя наши жизни имеют конец, время бесконечно. Мы не отрицаем идею времени лишь потому, что не понимаем до конца некоторые его свойства. Напротив, мы строим нашу жизнь в соответствии со ним. (2) Космос. Астрономы не знают, ни где находится начало, ни где находится конец космоса. И чем дальше они проникают во Вселенную, тем больше остается неизученным. Они не отрицают очевидного; многие называют космос бесконечным. Этот же принцип применим и к существованию Бога 28.


Привлеките внимание собеседника к утверждению Сторожевой Башни, что одна лишь неспособность полностью осознать какие-то качества Бога не является достаточной причиной для их отрицания. Примените это утверждение к учению о Троице. Не стоит отрицать какую-то идею лишь потому, что мы не способны ее понять.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Давайте взглянем на 1 Коринфянам 14:33 в надлежащем контексте. Что имел в виду Павел, когда написал коринфским верующим: «…Бог не есть Бог неустройства, но мира»?

С учетом контекста эти слова абсолютно понятны. Коринфскую церковь сотрясали внутренние раздоры и беспорядки (1 Коринфянам 1:11). В числе вопросов, которые вызывали беспорядок во время богослужений, был и вопрос правильного использования духовных даров. Очевидно, иногда слишком много людей одновременно начинали говорить языками и пророчествовать. Это приводило к расстройству церкви.

Соответственно, Павел говорит верующим этой церкви, что на языках всегда должен говорить только один человек, и лишь двое или трое по очереди могут делать это в течение всего собрания (1 Коринфянам 14:27). Кроме того, при этом непременно должен присутствовать толкователь, чтобы вся церковь могла получать пользу от говорения на языках. Если же толкователя нет, то говорящий на языках должен молчать (стих 28).

Аналогично, Павел говорит верующим коринфянам, что пророки должны пророчествовать только по очереди — и всего двое или трое в течение одного собрания (1 Коринфянам 14:29-30). Далее апостол формулирует основополагающий принцип, стоящий за его наставлениями: «Бог не есть бог неустройства, но мира» (стих 33). Греческое слово, переведенное на русский язык как «неустройство», передает картинку частей единого целого, находящихся в раздоре друг с другом. С другой стороны, греческое слово, переведенное на русский язык как «мир», передает картинку частей единого целого, которые действуют в согласии друг с другом 29. Таким образом, сказанное Павлом о Боге — если рассматривать слова апостола в контексте — относится к конкретной ситуации, сложившейся в коринфской церкви, отдельные члены которой находились в раздоре друг с другом, что влекло за собой беспорядки и неустройства.

Поскольку Бог есть Бог мира (согласия), а не Бог неустройства, говорит Павел, Церковь также должна подражать Богу, стремясь к миру и избегая разногласий во время богослужений. Поступая так, Церковь чтит Бога.


Иоанна 17:3 — Иегова, «единственный истинный Бог»

Учение Сторожевой Башни. В Иоанна 17:3 Иисус сказал: «А вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа» (ПНМ, курсив автора). Опираясь на этот стих, публикации Сторожевой Башни убеждают читателя, что вечная участь человека зависит от знания истинной природы Бога, а потому каждый должен до конца разобраться в том, истинно или ложно учение о Троице 30.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус ясно указал на разницу между Собой и Богом, когда назвал Отца «единственным истинным Богом» (Иоанна 17:3). В книге Reasoning from the Scriptures об этом говорится так: «Он [Отец] не может быть “единственным истинным Богом”... если есть двое других, которые являются Богом в той же степени, что и он, не так ли?» 31

Публикация Сторожевой Башни «Следует ли верить в Троицу?» сообщает нам: «Иисус неоднократно показывал, что он творение, отдельное от Бога, и что над ним, Иисусом, есть Бог — Бог, которому он поклонялся, и которого называл “Отцом”. Молясь Богу, то есть Отцу, Иисус назвал его “единым истинным Богом” (Иоанна 17:3)» 32. Более того, «так как у Иисуса был Бог, его Отец, то Иисус не мог в то же время быть этим самым Богом» 33.

Библейское учение. Беседуя со Свидетелем Иеговы об Иоанна 17:3, важно поднять вопрос: Истинный ли Иисус Бог или ложный? Если Иисус — истинный Бог, Свидетелю Иеговы придется поверить в существование нескольких истинных Богов (а это многобожие). А если Иисус — не такой уж и истинный Бог, Он может быть только ложным Богом. В своей статье Is Jesus a True or а False God? Роберт Боумэн предлагает построить разговор со Свидетелем Иеговы таким образом:


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Поделившись с собеседником этими соображениями, подчеркните, что словосочетание «единственный истинный» в Иоанна 17:3 — и грамматически, и с точки зрения контекста — противопоставляет не Отца и Сына друг другу, а существо единственного истинного Бога существу ложных богов 35. Греческое слово, переведенное как «истинный», употреблено здесь в значении «настоящий» или «подлинный». Таким образом, Иисус в этом стихе говорит лишь о том, что Отец — «единственный истинный Бог», т.е. единственный настоящий или подлинный Бог, в противоположность множеству ложных богов и идолов (см. 2 Паралипоменон 15:3; Исаия 65:16; 1 Фессалоникийцам 1:9; 1 Иоанна 5:20; Откровение 3:7). Сказанное Христом в Иоанна 17:3 ни в коем случае не уменьшает Его божественности. Да и сам Иоанн уверенно говорит о божественности Христа (как истинного Бога) на всем протяжении своего Евангелия (Иоанна 1:1; 8:58; 20:28).


Второзаконие 6:4 и Марка 12:29 — Величайшая заповедь


Учение Сторожевой Башни. Второзаконие 6:4 в «Переводе нового мира» звучит так: «Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова» (перевод с англ.). Отвечая на вопрос, какую заповедь Он считает величайшей из всех, Иисус ответил: «Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог, — один Иегова» (Марка 12:29, ПНМ).

Раз Бог «один», рассуждают Свидетели Иеговы, Он никак не может одновременно быть триединым. Поскольку Иегова — Бог, и поскольку есть только «один Иегова», Иисус никак не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова; а учение о Троице никак не может быть верно. О Боге в Библии тысячи раз говорится как о единственной личности. И когда говорит Сам Бог, Он говорит как единственная, неразделенная личность 36.

Следуя этой логике, брошюра «Стоит ли вам верить в Троицу?» спрашивает: «Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности?... Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений» 37.

Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, последовательно говорит о том, что есть только один истинный Бог. Эта истина красной нитью проходит через каждую страницу Библии. Хотя еврейский текст Второзакония 6:4 допускает несколько вариантов перевода, лучшим из них я считаю такой: «Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь». Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: «Слушай, О Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве». Это исповедание веры древние евреи называли Shema.

Shema имела особенное значение для израильтян, живших в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день — утром и вечером. О важности Shema говорит и еврейский обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте.

Понятно, что Яхве (Господь) — наш Элохим (Бог). Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кто есть Яхве? Только ли Отец, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус — тоже Яхве? А может быть, Яхве — это триединый Бог?

Писание нигде прямо не говорит: «Отец есть Яхве». Но мы знаем, что Отец — Яхве, потому что Писание называет Его «Богом» и «единственным истинным Богом» (Иоанна 6:27; 17:3). Однако, следуя этой же логике, Иисуса тоже необходимо признать Яхве: Писание называет Его «Богом» (Иоанна 1:1), «Богом крепким» (Исаия 9:6; ср.10:21), «великим Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и «Господом» (Римлянам 10:9; 1 Коринфянам 12:3; Филиппийцам 2:11) 38.

Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деяния 5; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 3:17; Ефесянам 2:22). Таким образом, Второзаконие 6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Как охотно признают верующие в Троицу, этот стих доказывает, что есть один и только один Бог. Но это не противоречит истине о том, что в одном Божестве существуют три личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:14.


______________Спросите..._____________________________________________________________



(Эти вопросы помогут вам объяснить Свидетелю Иеговы, во что на самом деле верят христиане, и отбросить искаженную версию учения о Троице, которую рисует своим последователям Сторожевая Башня.) *


______________________________________________________________________________________


Интересно, что первые христиане (имевшие прочную связь с иудейской традицией) без колебланий признавали Иисуса и «Спасителем», и «Богом» (Римлянам 10:13; 1 Фессалоникийцам 5:2; 1 Петра 2:3; 3:15), несмотря на свою непоколебимую приверженность единобожию 39. Твердо веря в истинность Shema (Второзаконие 6:4), они, тем не менее, смело применяли к Иисусу многие ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве. Например:



Поделившись этой информацией со Свидетелем Иеговы…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Беседуя со Свидетелем Иеговы по поводу Второзакония 6:4, важно подчеркнуть, что Бог, открывая Себя человечеству, сообщал людям знания о Себе постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он один, и что Он — единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, всю свою историю Израиль был окружен народами, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.

Хотя ветхозаветное откровение делает отчетливый акцент на единственности и уникальности Бога (и это нашло отражение в Shema), нельзя сказать, что в Ветхом Завете нет никаких намеков или указаний на учение о Троице. Такие указания есть (Бытие 1:26; 3:22; 11:7; Притчи 30:4; Исаия 6:8; 48:16). Но во всей полноте Бог открыл это учение только в новозаветные времена (см. Матфея 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:14; Ефесянам 2:13; 4:4). И теперь, читая Ветхий Завет в свете Нового, мы находим в нем дополнительные свидетельства существования Троицы. Как отмечает богослов Бенджамин Уорфилд:


Ветхий Завет можно уподобить богато обставленному, но тускло освещенному залу; если внести светильник, в зале не появится ничего, чего в нем не было раньше; однако свет выявит многое, что там уже находилось, но было плохо видно или вообще скрыто во тьме. Тайна Троицы [ясно] не открыта в Ветхом Завете; однако тайна Троицы лежит в основе ветхозаветного откровения, и ее почти можно увидеть то здесь, то там. Таким образом, более полное откровение, последовавшее за ветхозаветным откровением Бога, не исправляет его, но лишь совершенствует, расширяет и увеличивает 40.


Учение о том, что есть только один Бог, но в едином Божестве есть три Личности, ясно подтверждается Писанием. Эту истину иллюстрирует один из ключевых стихов Нового Завета, Матфея 28:19.


Матфея 28:19 — «Имя» Отца и Сына, и Святого Духа


Учение Сторожевой Башни. Матфея 28:19 в «Переводе нового мира» звучит так: «…Идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа…».

Доказывает ли этот стих, что Отец, Сын и Святой Дух равны по своей сути, могуществу и вечности? Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни — «так же как перечисление трех людей — например, Иванов, Петров, Сидоров — не означает, что они трое в одном» 41. С точки зрения Свидетелей Иеговы, верующие в Троицу вкладывают в этот текст совершенно чуждый смысл. Учение о Троице навязано этому стиху, а не проистекает из него.

Библейское учение. В греческом тексте Евангелия от Матфея перед словами «Отец», «Сын» и «Святой Дух» стоит определенный артикль — в англоязычных переводах, в том числе и в «Переводе нового мира», эта особенность текста видна. Очень важно отметить, что слово «имя» в греческом тексте стоит в единственном числе — это указывает на то, что есть только один Бог, но в едином Божестве есть три отдельных личности: Отец, Сын и Святой Дух 42. Богослов Роберт Реймонд обращает наше внимание на важное место, которое этот стих занимает в учении о Троице:


Иисус не говорит (1) «в имена [во множественном числе] Отца и Сына и Святого Духа», или — что, по сути, то же самое — (2) «во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святого Духа», как если бы мы говорили о трех отдельных Существах. Он также не говорит (3) «во имя Отца и Сына и Святого Духа», используя общий определенный артикль для всех трех существительных, как если бы «Отец, Сын Дух Святой» были лишь тремя обозначениями одной и той же личности. Он говорит так: (4) «во имя [в единственном числе] Отца [с определенным артиклем], и Сына [с определенным артиклем], и Святого Духа [с определенным артиклем]». Тем самым Он сначала утверждает единство трех Личностей, соединяя их в рамках одного Имени, а затем выводит на первый план каждую Личность в отдельности, по очереди называя их и предваряя имя каждой артиклем 43.


Следовательно, вопреки словам Общества Сторожевой Башни, Матфея 28:19 однозначно и очень явно подтверждает учение о Троице.

Объяснив это Свидетелю Иеговы…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Вам также следует отметить, что в Писании есть много других указаний на триединство Божества. Например, приступая к сотворению человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26, курсив автора). Толкователи выдвигают различные предположения о том, что могут означать местоимения множественного числа в этом стихе 44, однако у нас есть достаточные основания видеть в них указания на Троицу 45. (Обратите внимание — в 27-м стихе уточняется, что фраза «по образу Нашему» относится к образу Божьему.) Комментируя этот стих, исследователь Библии Глисон Арчер отмечает, что «единый истинный Бог существует в трех Личностях, в Личностях, которые способны сообщаться друг с другом и осуществлять совместные действия, не переставая быть единым Богом» 46.

После грехопадения Адама и Евы, Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22, курсив автора). Обратите внимание, что фраза «как один из Нас» отсылает читателя к 5-му стиху («как Бог»). Этот стих, как и Бытие 1:26, подтверждает множественность личностей в одном Божестве.

Позже, когда грешные люди пытались построить Вавилонскую башню, Бог сказал: «Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:7, курсив автора). Мы вновь сталкиваемся с множественностью личностей в Божестве.

Много веков спустя, пророку Исаие в храме было видение, в котором Бог призвал его на служение. Бог спросил Исаию: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Исаия 6:8, курсив автора).

Незадолго до смерти, во время Тайной Вечери, Иисус также говорил ученикам о трех Лицах Троицы: «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16-17). Иисус также сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14:26). И в третий раз Иисус сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» (15:26).

Писания Павла просто пронизаны тринитарным языком. Обратите внимание на этот небольшой отрывок из его первого послания к Фессалоникийцам:


Всегда благодарим Бога [Отца] за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом [Отцом] братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу [Иисусу Христу], принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцем для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне [слово Иисуса] не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога [Отца], так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу [Отцу] от идолов, чтобы служить Богу [Отцу] живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фессалоникийцам 1:2-10, курсив и вставки автора).


Интересно отметить, что Павел и другие новозаветные писатели не ощущали никакого несоответствия между учением о Троице и ветхозаветными представлениями о Боге. «Писатели Нового Завета определенно не считали себя “выдумщиками иных богов”... Бог Ветхого Завета был их Богом, и их Богом была Троица, и тождество этих двух понятий в их представлении было настолько полным, что в их сознании не возникало никаких вопросов по этому поводу» 47. Иными словами, в Новом Завете не рождается новое и невиданное ранее представление о Боге. «Учение о Троице появляется в Новом Завете не в незаконченном виде, но уже вполне оформившимся» 48.


2-е Коринфянам 13:14 — Благословение Павла


Учение Сторожевой Башни. Благословение Павла из 2 Коринфянам 13:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «Да будет со всеми вами милость Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и приобщение к святому духу» (курсив автора). По словам Общества Сторожевой Башни, этот стих свидетельствует лишь о факте существования трех субъектов — Отца, Сына и Святого Духа; здесь не затрагивается вопрос об их взаимоотношениях или об учении о Троице.

Как утверждает Общество Сторожевой Башни, из текста 2 Коринфянам 13:14 невозможно сделать вывод о том, что Отец, Сын и Святой Дух обладают равной властью или одной и той же природой 49. Подобные ссылки доказывают «только то, что существуют три называемых субъекта... но сами по себе такие ссылки на доказывают, что эти три субъекта обязательно относятся к божественной природе и достойны равной божественной чести» 50.

Библейское учение. Ни один верующий в Троицу не основывает свою веру на единственном стихе — напротив, это учение основывается на совокупном свидетельстве Писания в целом. Действительно, сам по себе текст 2 Коринфянам 13:14 не представляет решающего доказательства существования Троицы. Но если рассматривать это учение в свете других отрывков Писания, его истинность не вызывает сомнений.

Итак, Писание ясно говорит о том, что есть только один Бог, однако откровение, которое Бог постепенно дает человечеству, показывает также, что есть три отдельных Личности, называемых Богом. Например, апостол Петр упоминает святых, «избранных по предведению Бога Отца (1 Петра 1:2, курсив автора). Когда воскресший Иисус явился сомневающемуся Фоме, тот воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28, курсив автора). Кроме того, Сам Отец сказал Сыну: «Престол Твой, Боже, в век века» (Евреям 1:8, курсив автора). В Деяниях 5:3-4 мы видим, что солгать Святому Духу значит солгать Богу. Петр говорит: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? для чего ты положил это в сердце твоем? ты солгал не человекам, а Богу» (курсив автора).

Рассмотрев перечисленные стихи…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Эти три Личности не только называются Богом, но и проявляют божественные свойства. Например:



Рассмотрев перечисленные стихи…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Помимо обладания божественными качествами, каждая из трех Личностей творила божественные дела. Например, все трое участвовали в сотворении мира: Отец (Бытие 2:7; Псалом 101:26), Сын (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2) и Святой Дух (Бытие 1:2; Иов 33:4; Псалом 103:30).

В богословских спорах часто упускают из виду тот факт, что все три Лица Троицы по отдельности участвовали в Воплощении. В Луки 1:35 мы видим, как ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим…». Святой Дух осуществил Воплощение, но в Евреям 10:5 мы читаем, что человеческое тело Христу приготовил Отец. Более того, Писание говорит, что Иисус принял на Себя плоть и кровь, — словно это произошло по Его собственной воле (Евреям 2:14).

Три Лица Троицы участвовали и в воскрешении Иисуса из мертвых. О Боге Отце часто говорится, что это Он воскресил Христа (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19-20). Но, не умаляя ключевой роли Отца в воскресении, Писание ясно говорит и о том, что Иисус Сам воскресил Себя. Вспомните, в Иоанна 2:19 Иисус сказал иудеям, просившим знамения свыше: «Разрушьте храм сей [т.е. физическое тело Христа], и Я в три дня воздвигну его». Затем, в Иоанна 10:17-18 Иисус сказал: «…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее…». Святой Дух также участвовал в воскресении Христа, поскольку Иисус «открылся Сыном Божиим… чрез воскресение из мертвых» именно «по духу святыни»* (Римлянам 1:4).

Кроме того, каждое из трех Лиц Троицы освящает верующих (Евреям 2:11; 1 Петра 1:2, Иуды 1), является их жизнью (Второзаконие 30:20; Римлянам 8:10; Колоссянам 3:4), дает жизнь вечную (Иоанна 10:28; Римлянам 6:23; Галатам 6:8), воскрешает из мертвых (Иоанна 5:21, Иоанна 5:21, 1 Петра 3:18) и вдохновляет Божьих вестников и пророков (Марка 13:11, 2 Коринфянам 13:3; Евреям 1:1) 52.

Указав не некоторые из перечисленных моментов…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


В свете всего вышеизложенного представляется совершенно ясным, что ни одно действие Божества не совершается одним Лицом без согласия и участия двух других Лиц. Но это не значит, что каждое из трех Лиц не имеет особого служения, присущего только Ему. Однако три Лица всегда участвуют в согласии и единстве во всех великих делах, творимых Богом во Вселенной.


Матфея 3:16-17 — Крещение Иисуса


Учение Сторожевой Башни. Матфея 3:16-17 в «Переводе нового мира» звучит так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него. И вот, голос с небес, говорящий: “Это Сын мой, возлюбленный, я одобряю его”».

Высмеивая обычное христианское толкование этого стиха, Общество Сторожевой Башни спрашивает: «Говорил ли Бог, что он сам был своим собственным сыном, что он благоволил себе, что он послал сам себя? Нет, Бог, Творец, говорил, что он как вышестоящий благоволил нижестоящему, своему Сыну Иисусу, в порученном ему деле» 53.

Как утверждает Общество Сторожевой Башни, Матфея 3:16-17 не доказывает, что Отец, Сын и Святой Дух — это один Бог. В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» сказано, что Авраам, Исаак и Иаков несколько раз упоминаются в Библии вместе, но это не делает их «одним». Петр, Иаков и Иоанн тоже упоминаются вместе, но это не делает их «одним» 54. Следовательно, Матфея 3:16, 17 не подтверждает учение о Троице.

Библейское учение. Как и 2 Коринфянам 13:14, эти отрывок сам по себе не доказывает истинность учения о Троице. Верующие в Троицу основывают свою веру не на одном стихе, а на совокупном свидетельстве всего Писания. Если текст Матфея 3:16-17 рассматривать наряду с другими отрывками, не остается сомнений, что учение о Троице истинно. (Непременно воспользуйтесь подробным изложением библейских аргументов в пользу Троицы, которые мы привели в разделах, посвященных отрывкам Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:14).

Сам по себе текст Матфея 3:16-17, возможно, и не доказывает истинность учения о Троице, но определенно подтверждает его. Богословски можно показать, что три личности, упомянутые в этом стихе, — Отец, Сын и Святой Дух — один Бог. Свидетели Иеговы не сомневаются, что Отец есть Бог, поэтому это утверждение мы доказывать не будем. Но тот факт, что Иисус назван «Сыном Божиим», доказывает, что Он обладает той же божественной природой, что и Отец.

Как мы уже отмечали, речевой оборот «сын такого-то» в определенном контексте может означать «потомок», но гораздо чаще он используется в значении «принадлежащий к числу» 55. Например, фраза «из сынов пророческих» означает «из пророков» (3 Царств 20:35), а фраза «сыновья певцов» — «из певцов» (Неемия 12:28). Аналогично, фраза «Сын Бога» означает «божественный» и представляет собой претензию на ничем не ограниченное Божество.

Древние семиты и жители Востока использовали фразу «сын такого-то», чтобы указать на подобие или сходство природы и на равенство существа 56. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Божьим, Его современники-иудеи отлично понимали, что Он в буквальном смысле называл Себя Богом. Бенджамин Уорфилд утверждает, что с первых дней христианства фразу «Сын Бога» считали абсолютно равнозначной слову «Бог» 57. Вот почему, когда Иисус произнес эти слова, иудеи заявили: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он [Христос] должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанна 19:7). Понимая, что Иисус отождествил себя с Богом, евреи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Левит 24:16).


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Еще одно доказательство вечного сыновства Христа находится в Евреях 1:2, где сказано, что Бог создал Вселенную через Своего «Сына» — подразумевается, что Христос был Сыном Божьим еще до начала творения. Более того, Писание ясно говорит, что Христос как Сын существовал «прежде всего» (Колоссянам 1:17; сравните со стихами 13 и 14). Иисус как Сын Божий (Иоанна 8:54-56) утверждает, что Он существовал от вечности еще до Авраама (стих 58).

С учетом этих фактов мы должны сделать вывод, что, когда Отец и Сын упоминаются в Матфея 3:16-17, о Них говорится с точки зрения Их вечной божественности. Это дополнительное свидетельство в пользу учения о Троице. А поскольку из других отрывков мы знаем, что Святой Дух есть Бог (Деяния 5; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 3:17; Ефесянам 2:22), текст Матфея 3:16-17 — блестящее подтверждение того, что Троица действительно существует.


Иоанна 20:28 — «Господь мой и Бог мой»


Учение Сторожевой Башни. Когда сомневающийся Фома увидел воскресшего Христа, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28, ПНМ). Некоторые Свидетели Иеговы сбрасывают этот стих со счетов, видя в словах Фомы лишь удивление при виде воскресшего Христа. Фома не смог сдержать эмоций и воскликнул: «Боже мой!»

Другое возможное объяснение слов Фомы предлагает брошюра «Следует ли верить в Троицу?»: Иисус показался Фоме подобным «богу» — особенно в свете чуда, свершившегося перед его глазами. А может быть, Фома позволил себе эмоциональное восклицание, адресованное Иегове Богу, хотя и обращался к Иисусу 58. В любом случае, нет никаких причин понимать этот стих так, словно Иисус здесь назван Богом в том же смысле, что и Отец.

Как утверждает книга Reasoning from the Scriptures, такое обращение Фомы к Иисусу отлично согласуется с контекстом Писания. Например, в Иоанна 1:18 Иисус назван «единородным богом» *, и это показывает, что Он — меньший бог по сравнению с Иеговой. В Книге Исаии 9:6 Иисус назван «богом крепким», а этот титул ниже по значению, чем «Всемогущий Бог». В Иоанна 1:1 тоже Иисус назван «богом» (с маленькой буквы) или «божественным» 59.

Библейское учение. Можно ли предположить, что Фома, увидев воскресшего Христа, от удивления попросту воскликнул: «Боже мой!»? Ни в коем случае! Это означало бы, что Фома произнес имя Бога напрасно. В первом веке н. э. иудеи приравнивали любое бездумное употребление имени Божьего к богохульству 60.

Кроме того, если бы Фома действительно произнес имя Божье всуе, Иисус, конечно, упрекнул бы его за это. Но Иисус не только не упрекнул Фому, но еще и похвалил ученика за то, что тот все-таки поверил. Иисус действительно был тем, кем Его называл Фома (и «Господом», и «Богом»), поэтому Он похвалил Фому, а не упрекнул его.

Если Свидетель Иеговы объясняет Иоанна 20:28 так, как описано выше…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


А как быть с предположением, что Иисус в глазах Фомы был «подобен» богу? Согласиться с этим нельзя никак. Восклицание «Господь мой и Бог мой» при виде воскресшего Христа было немыслимо в атмосфере иудаизма первого века, если только Иисус действительно не был Богом (см. Деяния 14:11-15) 61. Фома назвал Иисуса не просто «каким-то» богом; он назвал Его своим Господом и своим Богом. И если Иисус не был Всемогущим Богом в том же смысле, что и Отец, Он, несомненно, поправил бы Фому, сказав что-то вроде: «Нет, я просто божественное существо, меньший бог. Единственный истинный Бог — Иегова. Ты не должен ставить меня на Его место. Только Иегову можно называть “Господь мой и Бог мой”». Но Иисус не сказал ничего подобного — наоборот, Он похвалил Фому за то, что тот понял, кто Он есть на самом деле.

Чтобы помочь Свидетелю Иеговы понять эту мысль…


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Между прочим, в Псалме 34:23 фраза «Боже мой и Господи мой» употреблена применительно к Яхве 62. Интересно, не думал ли Фома — верующий еврей, хорошо знакомый с Ветхим Заветом, — об этих словах, когда назвал Иисуса «своим Господом и своим Богом»?

Таким образом, Иоанна 20:28 представляет собой блестящее подтверждение учения о Троице. Отец — настоящий Бог; Сын — настоящий Бог; но все же есть только один истинный Бог. Эти утверждения согласуются лишь в контексте учения о Троице. В единстве Божества есть три равные и одинаково вечные Личности — Отец, Сын и Святой Дух.


Иоанна 10:30 — «Я и Отец одно»


Учение Сторожевой Башни. В Иоанна 10:30 Иисус говорит иудеям: «Я и Отец — одно» (ПНМ). Что же Он этим хотел сказать? Свидетели Иеговы ссылаются на Иоанна 17:21-22, где Иисус просит Отца о том, чтобы Его ученики были «одно, как ты, Отец, в единстве со мной и я в единстве с тобой, так и они были в единстве с нами» (ПНМ, курсив автора). Нам говорят, что во всех этих случаях Иисус использовал одно и то же греческое слово hen (переведенное как «одно»), и что это очень важно 63.

Иисус явно молился не о том, чтобы все Его ученики превратились в одно существо. Не молился Он и о том, чтобы они стали частью Троицы 64. Он молился о том, чтобы они имели такую же общность мыслей и целей, какая существует между Ним и Его Отцом 65. «Как Христос и члены его тела считаются одним целым, так и Иегова и Христос считаются единым целым. Все они составляют одно целое с точки зрения согласия, целей и организации» 66.

Библейское учение. Любой человек, только начавший изучать греческий язык, скажет вам, что определяющим фактором при переводе того или иного слова в предложении является контекст. Одно и то же слово может приобретать разные оттенки смысла в различных контекстах. Об этом необходимо помнить при переводе греческого слова hen («один»).


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Хотя само по себе греческое слово hen не подразумевает ничего, кроме единства целей, контекст 10-й главы Евангелия от Иоанна показывает, что в данном случае это слово имеет более глубокий смысл 67. Откуда мы это знаем? Из того, каким образом иудеи отреагировали на слова Иисуса: «Я и Отец — одно». Они тут же схватились за камни, чтобы убить Его. Они поняли, что Иисус самым недвусмысленным образом называет Себя Богом. И в 33-м стихе они говорят: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом» (курсив автора). В соответствии с ветхозаветным Законом (Левит 24), богохульство каралось побиванием камнями.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________


Контекст Иоанна 17:21, где Иисус молится о том, чтобы Его ученики были «все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», — совершенно иной. В этом контексте греческое слово, переведенное как «едино», относится к единству людей, отличающихся друг от друга. Как и сегодня, среди верующих в те времена были разногласия по некоторым вопросам. Вот почему Христос молился за их единство. Помимо прочего, единство такого рода может выражаться в надлежащем использовании духовных даров (Ефесянам 4:3-16), а также во взаимной молитве и взаимном увещании (2 Коринфянам 1:11; Евреям 10:25).

Очень важно подчеркнуть неправильность примитивного принципа, в соответствии с которым значение некоего слова в одном контексте жестко определяет то, как это слово следует понимать в совсем другом, отдаленном контексте. Иными словами, конкретный случай употребления слова «едино» в Иоанна 17:21 не влияет на смысл этого слова в Иоанна 10:30. Мы имеем дело с двумя совершенно разными контекстами.

Как отмечает специалист по богословию Сторожевой Башни Мэриан Бодин, если единство Христа с Отцом тождественно единству Христа с верующими, любой верующий может сказать о себе:



______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________



Откровение 1:8 и 22:13 — «Альфа и Омега»


Учение Сторожевой Башни. Откровение 1:8 в «Переводе нового мира» звучит так: «Я Альфа и Омега, — говорит Иегова Бог, — Тот, кто есть, и был, и грядет, Всемогущий». В Откровении 22:13 также сказано: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец» (ПНМ).

Как утверждает книга Reasoning from the Scriptures, фраза «Альфа и Омега» в Книге Откровения относится не к Иисусу, а к Всемогущему Богу, Отцу. В пользу такого вывода Сторожевая Башня ссылается на следующие факты: 1) в Откровении 1:8 Альфой и Омегой назван всемогущий Бог. Это Отец. В английском Переводе Короля Якова этот титул действительно «применен к личности, последующее описание которой показывает, что речь идет об Иисусе Христе» 69. Однако подлинность фразы «Альфа и Омега» в 11-м стихе сомнительна, и в большинстве других англоязычных переводов Писания эти слова опущены *. 2) «Многие» переводы Нового Завета на еврейский язык используют в Откровении 1:8 имя «Иегова», тем самым признавая, что речь идет о Всемогущем Боге 70.

Кроме того, 3) в Откровении 21:6-7 христиане-победители названы «сыновьями» Альфы и Омеги. Однако помазанные духом верующие находятся с Иисусом Христом в братских, а не в сыновних отношениях 71. В силу этих и других причин фраза «Альфа и Омега» в Книге Откровения относится к Всемогущему Богу, а не к Иисусу Христу.

Библейское учение. Если вы сумеете показать Свидетелю Иеговы, что в действительности «Альфа и Омега» — это Иисус, ему останется только признать, что в Откровении 1:8 и 22:13 Иисус называется Иеговой Богом. А показать это нетрудно. Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид предлагает построить беседу следующим образом (используя «Перевод нового мира»):


В Откровении 1:7-8... сказано, что кто-то «идет». Кто же? В 7-м стихе говорится, что это кто-то «пронзенный». Кто же был пронзен, когда его пригвоздили, чтобы убить? Иисус! Но 8-й говорит, что «идущий» — это Иегова Бог. Может ли быть, что идут двое? Нет! В 8-м стихе сказано: «Он идет».

Откровение 1:8 ясно утверждает, что Иегова Бог — это Альфа и Омега. Но обратите внимание, что Он говорит в Откровении 22:12-13: «Вот, приду скоро ... Я Альфа и Омега, первый и последний...» Итак, Иегова Бог скоро придет. Но обратите внимание: когда Иегова еще раз повторяет: «Да, приду скоро», — Иоанн отвечает Ему: «Аминь! Приди, Господь Иисус» (22:20, ПНМ)...

Далее, опять же ссылаясь на «Перевод нового мира», продолжите разговор примерно так: Кто говорит в Откровения 2:8? «Так говорит “Первый и Последний”, который был мертв и ожил...» Очевидно, что это Иисус. С кем же отождествлял Себя Иисус, называя Себя «Первый и Последний»? Именно так в Ветхом Завете описывал Себя Всемогущий Бог (Исаия 48:12-13) 72.


В Исаие 44:6 Иегова Бог говорит: «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога». И в Исаие 48:12 Он снова говорит: «Я тот же, Я первый и Я последний». Последние слова Бог произнес сразу после фразы: «Славы Моей не дам иному» (11-й стих). Применив этот титул к Себе в Откровении 22:12-13, Христос недвусмысленно отождествил Себя с Иеговой Богом. Никакой иной вывод невозможен.

Доказав, что Иисус — действительно Альфа и Омега, вы должны помочь Свидетелю Иеговы понять, что на самом деле означает этот титул. Если кто-то в наше время назовет себя Альфой и Омегой, это прозвучит непонятно. Но Христос говорил о Себе так, чтобы Его слова были понятны иудеям. Хотя альфа и омега — это первая и последняя буквы греческого алфавита, Иоанн писал Книгу Откровения для читателей-евреев, которые знали еврейский язык и алфавит. Именно это и дает нам ключ к пониманию слов Христа: в представлении иудеев ссылка на первую и последнюю буквы алфавита (алеф и тау в еврейском языке) подразумевала все буквы, стоящие между ними, и обозначала совокупность целого.

Именно по этой причине в древних комментариях к Ветхому Завету иудеи писали, что Адам нарушил весь Закон от алеф до тау. Авраам же, напротив, исполнил весь Закон от алеф до тау. Евреи также верили, что Бог, благословляя Израиль, делает это в изобилии, от алеф до тау.

Применительно к Богу (или Христу), первая и последняя буквы передают идею вечности и всемогущества. Назвав Себя Альфой и Омегой, Иисус, по сути, сказал, что Он и есть Всемогущий и Сущий от века и до века (Иегова Бог). «Описывая Себя словами “первый и последний”, Христос указывает на Свое положение относительно времени и вечности. Он — вечный Бог, Который всегда был в прошлом, и Который всегда будет в будущем» 73. Для любой твари, какой бы возвышенной она ни была, назвать себя Альфой и Омегой таким образом, как этот титул употребляется в отношении Иисуса Христа, было бы ужаснейшим богохульством.


______________Спросите..._____________________________________________________________



______________________________________________________________________________________

* На с. 3 брошюры «Следует ли верить в Троицу?» Свидетели Иеговы дают точную историческую формулировку христианского учения о Троице, взятую из Афанасьевского символа веры. — Прим. науч. ред.

* Многие современные библеисты видят в этой греческой фразе указание на Святого Духа (см., например, перевод В.Н. Кузнецовой). — Прим. науч. ред.

* Так в самых древних и надежных рукописях Нового Завета. В Синодальном переводе сказано «единородный Сын». — Прим. науч. ред.

* Точно так же обстоит дело и с русскоязычными переводами Библии. В Синодальном переводе слова «Альфа и Омега» в Откровении 1:11 есть, а В.Н. Кузнецова, например, в своем переводе их опускает. — Прим. науч. ред.

1 Свт. Афанасий Великий. Творения (М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994), том 4, с. 477-479.

2 Следует ли верить в Троицу? (Watch Tower Bible and Tract Society, 1998), с. 12.

3 Там же, курсив автора.

4 Там же, с. 17, курсив автора.

5

6

7

8

9

10

11

12 Следует ли верить в Троицу?, с. 3.

13 Там же, с. 9.

14 Там же, с. 11.

15

16 Следует ли верить в Троицу?, с. 6.

17

18 Следует ли верить в Троицу?, с. 12.

19 Там же, с. 31.

20

21

22 Пол Дж. Уизерс. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице (Статья Центра апологетических исследований С-028), с. 3-4.

23

24 Пол Дж. Уизерс, с. 4.

25

26

27

28

29

30 Следует ли верить в Троицу?, с. 3.

31

32 Следует ли верить в Троицу?, с. 17.

33 Там же.

34 Эта статья полностью переведена на русский язык и издана Центром апологетических исследований как отдельная брошюра (Б-013, Иисус: истинный или ложный Бог?).

35

36 Следует ли верить в Троицу?, с. 13.

37 Там же.

38

39

40

41 Следует ли верить в Троицу?, с. 23.

42

43 Reymond, p. 84. В одном из номеров «Сторожевой башни» за 2002 г. Общество высказывается по этому вопросу так: «Ранние последователи Иисуса проводили четкое различие между Богом, Христом и святым духом. Учеников они крестили 1) во имя Отца, 2) во имя Сына, 3) во имя святого духа, а не во имя Троицы» (Сторожевая башня, 15 июля 2002 г., с. 18-19). — Прим. ред.

44

45

46

47

48

49 Следует ли верить в Троицу?, с. 23.

50 Там же.

51

52

53 Следует ли верить в Троицу?, с. 18.

54 Там же, с. 23.

55

56

57

58 Следует ли верить в Троицу?, с. 29.

59

60

61

62

63 Следует ли верить в Троицу?, с. 24.

64 Там же.

65 Там же.

66

67

68

69

70

71

72

73

Hosted by uCoz