7

Называет ли Писание Христа

архангелом Михаилом?

 

                                                Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: “Ты Сын Мой...?”

— Евреям 1:5

               

Общество Сторожевой Башни учит, что Иисус Христос — всего лишь ангел, первое существо во Вселенной, сотворенное Богом. В журнале “Сторожевая башня” эта мысль излагается так: “Писание дает нам основание сделать вывод о том, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил” [1]. Более того, ““Михаил, князь великий”, — никто иной, как сам Иисус Христос” [2].

Общество Сторожевой Башни утверждает, что именно через этого сотворенного ангела Бог создал все остальное. Сначала был сотворен Михаил, а затем Бог использовал его, чтобы сотворить остальную Вселенную (см. Колоссянам 1:16 ПНМ) [3].

                Если верить публикациям Сторожевой Башни, прежде чем стать человеком Михаил (Иисус), вероятно, существовал миллиарды лет. В определенный момент времени он родился на земле как человек. Чтобы “выкупить” человечество из греха, Михаил добровольно отказался от жизни в качестве духовного создания (ангела), после чего Иегова перенес его жизненную силу в утробу Марии.

                Это не было Воплощением (пришествием Бога во плоти). Скорее, Иисус стал совершенным человеком — не больше и не меньше. Во всех отношениях он был равен Адаму, каким тот был до грехопадения. Иисус прожил человеческую жизнь, исполнял определенное ему Иеговой служение и, оставаясь послушным, умер, чтобы выкупить человечество.

                В момент “воскресения” Иисус не восстал из мертвых телесно и не стал прославленным человеком. Иисус был “умерщвлен во плоти и воскрешен как невидимое духовное создание” [4]. Изданная Сторожевой Башней книга “Познание, ведущее к вечной жизни” сообщает читателю, что “Иегова Бог воскресил его [Иисуса] как могущественную духовную личность” [5].

                Свидетели Иеговы “отрицают, что Он был воскрешен во плоти, и оспаривают любое заявление такого рода как не соответствующее Писанию” [6]. По сути, “человек Иисус мертв, мертв навеки” [7].

                Что же, в таком случае, стало с Иисусом? Если верить публикациям Сторожевой Башни, в момент “воскресения” (правильнее было бы назвать это событие воссозданием) Иисус Христос вновь обрел Свою прежнюю сущность архангела Михаила. Изданный Сторожевой Башней справочник Aid to Bible Understanding объясняет: “Продолжая носить имя Иисуса после своего воскресения (Деян. 9:5), “Слово” показывает свою идентичность с Сыном Бога на земле. То, что он вновь принимает свое небесное имя Михаил и титул “Слово Бога” (Откр. 19:13), устанавливает его связь с дочеловеческим существованием” [8].

                Свидетели Иеговы связывают свое учение о воскресении Христа в виде духовного создания с учением об искуплении. Они говорят, что Иисус отдал Свою человеческую жизнь как искупительную жертву ради человечества. Иисус навсегда отдал Свое тело в качестве выкупа. В публикации Сторожевой Башни “Ты можешь жить вечно в раю на земле” мы читаем: “Отдав Свою плоть за жизнь мира, Христос никогда не мог бы взять его [так в оригинале — прим. науч. ред.] обратно и снова стать человеком” [9]. Книга Let God Be True говорит о том же: “Бог не хотел, чтобы Иисус таким образом вечно пребывал в уничижении, вечно оставаясь человеком во плоти. Нет, после того, как он принес свою совершенную человеческую жизнь в жертву, Бог воскресил его к бессмертной жизни в качестве прославленного духовного существа” [10].

                В подтверждение этой идеи Свидетели Иеговы часто ссылаются на Евреям 10:5, где Иисус говорит Богу Отцу: “Жертвы и приношения ты не захотел, но приготовил мне тело” (ПНМ, курсив автора). Иисус также говорил: “...Хлеб, который я дам, — это плоть моя, за жизнь мира” (Иоанна 6:51 ПНМ, курсив автора).

                Отсюда следует, что “Христос не мог забрать свое тело назад при воскресении, тем самым взяв назад жертву, принесенную Богу за человечество. Кроме того, Христу уже не нужно было находиться на земле. Его “дом” — на небесах, с его Отцом, который есть не плоть, а дух” [11].

                Но если Христос не был воскрешен из мертвых физически, что же стало с Его человеческим телом? Публикации Сторожевой Башни дают противоречивые ответы на этот вопрос. В одной из первых публикаций Сторожевой Башни говорится: “Никто не знает, было ли оно [тело Иисуса] разложено на газы или до сих пор сохраняется где-то как великое напоминание о любви Бога, о повиновении Христа и о нашем освобождении” [12]. Другое давнее издание Сторожевой Башни говорит, что физическое тело Иисуса “Бог удалил, разложил его на составные элементы или атомы” [13]. В более поздние годы (1975) журнал Сторожевая башня” утверждал, что “Иегова Бог избавился от принесенного в жертву тела Своего Сына” [14]. В 1991 году Общество говорило о том же: “Иисус был оживлен в духе, в то время как Его земные останки были удалены неизвестным образом” [15].

                В связи с этим напрашивается и другой вопрос: если Христос не воскрес из мертвых физически, каким образом Он убедил Своих учеников и последователей, что воскрес? Свидетели Иеговы отвечают, что Иисус появлялся или “материализовывался” перед Своими последователями не в том теле, в котором Он сошел в гробницу, а в других “телах” [16]. Тела, в которых Иисус являлся своим ученикам после возвращения к жизни, не были тем телом, в котором его пригвоздили ко древу” [17]. Справочник Aid to Bible Understanding сообщает нам следующее: “Иисус появлялся перед своими учениками в разных ситуациях в различных плотских телах, точно так же как ангелы являлись людям в древние времена. Как и те ангелы, он мог создавать и уничтожать эти плотские тела по своей воле ради того, чтобы видимым образом доказать, что он воскрес” [18].

                Сегодня Иисус — духовное существо, архангел Михаил. У него нет материального, плотского тела. Его “воскресение” было не воскрешением материальной плоти, а “воссозданием” архангела Михаила.

                Давайте подведем итоги. 1) Иисус миллиарды лет был архангелом Михаилом, прежде чем стать человеком; 2) Он отказался от жизни в виде ангела, когда Иегова перенес Его жизненную силу в утробу Марии, после рождения жил обычной человеческой жизнью и, в конце концов, был распят; и 3) в момент воскресения Он не восстал из мертвых в физической, телесной форме, а был заново воссоздан как архангел Михаил.

 

 

___________________________Рассуждая при помощи Писания__________________________

 

 

Даниила 10:13, 21; 12:1 — Михаил, великий князь

 

                Учение Сторожевой Башни. В Даниила 10:13 Михаил назван “одним из первых князей”. В 21-м стихе он назван “князем” Божьего народа. Далее, в Даниила 12:1, мы читаем, что в последние времена восстанет Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего” (курсив автора).

                Основываясь на этих стихах, Свидетели Иеговы утверждают, что до Своего пришествия на землю Иисус был архангелом Михаилом и великим князем народа Божьего. Они также говорят, что пророчество в Даниила 12:1 указывает на воцарение Михаила (Иисуса) на небесах в 1914 году [19]. По сути, “Михаил —  это имя, данное Иисусу как небесному Правителю” [20]. (Объясняя, в каком смысле Михаил “стоит”, Свидетели говорят, что это слово “[часто] означает какое-то действие царя, например, его приход к власти” [21].)

                Таким образом, Книга Даниила, как полагает Сторожевая Башня, показывает, что Иисус был Михаилом и до пришествия на землю, и после воскресения. Историю жизни Иисуса можно описать так: ангел — человек — ангел.

                Библейское учение. Отвечая на предлагаемое Сторожевой Башней толкование Даниила 10:13, 21 и 12:1 остановитесь на нескольких важных моментах. Во-первых...

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Где в тексте 10-й и 12-й глав Книги Даниила ясно сказано, что речь идет об Иисусе Христе?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Показать вам такое ясное утверждение Свидетели Иеговы не смогут. Однако они, вероятно, сошлются на то, что Михаил назван “великим князем”, и что это якобы показывает Его власть над остальными  ангелами. Это может быть только Христос, скажут они. Здесь очень важно отметить, что в Даниила 10:13 Михаил четко называется “одним из первых князей” (курсив автора). Раз Михаил — “один из” великих князей, значит великих князей несколько. Насколько велика эта группа, мы не знаем. Но если Михаил — один среди равных, он уже не уникален. Греческое же слово monogenes (“единородный”), использованное в Иоанна 3:16 применительно к Иисусу, означает “уникальный”, “единственный в своем роде”.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Если Иисус — первое и высшее творение, в своем дочеловеческом состоянии Он был архангелом Михаилом, почему же тогда в Даниила 10:13 Михаил назван “одним из первых князей”?

·     Разве этот стих не говорит о том, что Михаил — лишь один среди равных?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Стоит также подчеркнуть, что Иисус нигде в Библии не называется “великим князем”. (Если они укажут на Даниила 10:13, спросите еще раз, где в этом тексте ясно указывается на Иисуса.)

                В Откровении 19:16 Иисус назван “Царем царей и Господом господствующих”. Этот титул свидетельствует об абсолютном полновластии. Царь царей и Господь господствующих обладает гораздо большей властью, нежели простой “Великий князь” (один из числа равных). Первый обладает абсолютным полновластием; власть же второго имеет производный, ограниченный характер.

                Вам следует подчеркнуть, что основная задача первых трех глав Послания к евреям — показать превосходство Иисуса Христа над пророками (1:1-4), над ангелами (1:5-2:18) и над Моисеем (3:1-6) [22]. Каким образом проявляется это превосходство? Христос назван высшим и окончательным откровением Бога (1:1); Он изображен Создателем и Хранителем Вселенной (1:2, 3); Ему приписывается обладание самой природой Бога (1:3). Ни о пророках, ни об ангелах, ни о Моисее ничего этого сказать нельзя.

                В Евреям 1:5-2:18 речь идет о превосходстве Христа над ангелами. В 5-м стихе 1-й главы сказано, что ни один ангел не может называться сыном Бога: “Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: “Ты Сын Мой...?”” Поскольку Иисус — однозначно Сын Бога, а ни один ангел не может называться сыном Бога, Иисус не может быть архангелом Михаилом.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Мы знаем, что ни один ангел не может называться сыном Бога (Евреям 1:5), и что Иисус действительно Сын Бога. Разве отсюда не следует, что Иисус не может быть архангелом Михаилом?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Далее, в Евреям 1:6 мы читаем, что Христу поклонялись (proskuneo) ангелы. В этом стихе употреблено то же самое слово, которое описывает поклонение Иегове Богу. Христу поклонялись точно так же, как и Отцу. Никак иначе этот факт не объяснить. Иисус не ангел; ангелы поклонялись Ему.

                Толкователь Рэй Стедман замечает, что “в Песне Моисея к ангелам обращен призыв поклониться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебаний применяли такие отрывки к Иисусу. Многие отрывки Писания свидетельствуют о том, что ангелы послушались этого призыва, — особенно Иов 38:7, Луки 2:13 и Откровение 5:11-12. Евангелие от Марка 3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) склонялись при виде Иисуса и обращались к Нему как к Сыну Бога” [23].

                Из текста Послания к евреям можно сделать еще один вывод. В стихе 2:5 недвусмысленно сказано, что мир не находитсяне будет) в подчинении у ангелов. Интересно, что рукописи Мертвого моря (найденные в 1947 году в Кумране) выражают надежду на то, что в грядущем Царстве Мессии архангел Михаил будет занимать высокое положение. Возможно, некоторые читатели Послания к евреям испытывали соблазн поставить ангелов выше Христа. Как бы то ни было, в Евреям 2:5 абсолютно ясно сказано, что ни один ангел (включая и архангелов) не будет править в Царстве Бога. Верховная власть будет принадлежать прославленному Богочеловеку Христу (Откровение 19:16).

                Если же никакой ангел не может править миром (Евреям 2:5), Христос не может быть архангелом Михаилом, поскольку Писание постоянно говорит, что правителем Царства Божьего будет Христос (напр., Бытие 49:10; 2 Царств 7:16; Псалом 2:6; Даниила 7:13, 14; Луки 1:32, 33; Матфея 2:1-2; 9:35; 13 и далее; Откровение 19:16). Не позволяйте Свидетелю Иеговы обойти этот вопрос стороной.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Ни один ангел не может править миром (Евреям 2:5), а Писание ясно говорит, что Христос будет править миром (Луки 1:32-33; Откровение 19:16). Разве отсюда не следует, что Христос не может быть архангелом Михаилом?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Я хотел бы привести еще один аргумент. Он основан на библейском учении о неизменности Христа. Это одно из ключевых качеств Бога, и Христос (будучи Богом) не изменяется. Это не означает, что Он недвижим или бездеятелен, но Его Божественная природа никогда не растет, не развивается и не меняется. Учение Сторожевой Башни о том, что Христос был сотворен как ангел, затем превратился в человека, а еще позже (в момент “воскресения”) вновь стал ангелом, противоречит библейскому учению о неизменности Христа.

                Ключевой отрывок, подтверждающий неизменность Христа — Евреям 1:10-12, где Отец говорит о Сыне: “Ты, Господи, положил вначале основания земли, и небеса — дело рук твоих. Они погибнут, но ты пребудешь; и, подобно верхней одежде, обветшают они, и Ты свернешь их, как накидку, как верхнюю одежду, и будут сменены, но ты тот же, и годы твои никогда не иссякнут” (ПНМ, курсив автора).

                Этот отрывок представляет собой цитату из Псалма 101:26-28. Любопытно, что в Псалме эти слова обращены к Иегове, а в Евреям 1:10-12 эти же слова прямо относятся к Иисусу Христу. Это очень серьезный аргумент в пользу абсолютной  Божественности Христа.

                Как сказано в Евреям 1:10-12, даже когда ныне существующее творение износится, как ветхая одежда, Иисус останется неизменным. Речь идет о “преображении небес и земли, которое произойдет после Тысячелетия  [грядущего тысячелетнего земного правления Христа] и станет началом вечности (2 Петра 3:10-13). Но даже после этих вселенских потрясений годы Сына не иссякнут” [24].

                Неизменность Христа подтверждается и в Евреям 13:8: “Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же” (курсив автора). Если Христос один и тот же и вчера, и сегодня, и всегда, Он не мог быть ангелом, потом стать человеком, а затем быть воссозданным вновь как ангел.

                Христос, вечный Сын Бога, действительно принял на себя человеческую природу при воплощении, однако ортодоксальные исследователи всегда сходились во мнении, что Божественная природа Христа осталась неизмененной и неизменной [25]. Отрицая христианское учение о Воплощении, Общество Сторожевой Башни утверждает, что историю жизни Иисуса можно выразить формулой ангел — человек — ангел. Такое учение подразумевает изменение природы и противоречит Евреям 13:8 и другим библейским отрывкам, говорящим о неизменности Христа.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Если Писание говорит, что Иисус “вчера и сегодня и вовеки Тот же” (Евреям 13:8), как можно утверждать, что Иисус был ангелом, затем стал человеком, и опять ангелом?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

 

1 Фессалоникийцам  4:16 — Глас архангела

 

                Учение Сторожевой Башни. В “Переводе нового мира” 1 Фессалоникийцам 4:16 звучит так: “...Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми”. Общество Сторожевой Башни объясняет, что здесь Сам Господь объявляет призыв голосом архангела, — и делает отсюда вывод, что Иисус и есть архангел Михаил.

                Отстаивая правильность такого толкования, справочник Aid to Bible Understanding комментирует: “Михаил — единственный, кто назван “архангелом”, что значит “главный ангел” или “начальствующий ангел”. Это слово встречается в Библии только в единственном числе. Похоже, отсюда следует, что есть только одна личность, которую Бог назначил начальником или главой над воинством ангелов. В 1 Фессалоникийцам 4:16  голос воскресшего Господа Иисуса Христа описывается как голос архангела, и это предполагает, что он, по сути, сам является архангелом” [26].

                Библейское учение. Отвечая Свидетелю Иеговы, начните с утверждения Сторожевой Башни о том, что, поскольку слово “архангел” употребляется только в единственном числе, есть только одна личность, которую Бог назначил начальником или главой над воинством ангелов. Укажите собеседнику на стих Даниила 10:13, где Михаил  конкретно назван “одним из первых князей”. То, что Михаил назван “одним из” первых князей указывает на его принадлежность к некоей группе первых князей. Как велика эта группа, мы не знаем. Однако Михаил — лишь один среди равных, и это исключает возможность того, что он абсолютно уникален.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Если Иисус — первое и высшее творение, как утверждает Сторожевая Башня, и если Иисус в Своем дочеловеческом состоянии был Михаилом Архангелом, почему же тогда Михаил назван “одним из первых князей” в Даниила 10:13? Не означает ли это, что Михаил был одним среди группы равных?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Отметьте также, что употребление слова “архангел” в единственном числе и с определенным артиклем (в 1 Фессалоникийцам 4:16) само по себе еще не означает, что есть только один архангел. Богослов Фред Дикасон в своей книге Angels: Elect and Evil отмечает, что “определенный артикль перед словом “архангел” не обязательно ограничивает класс архангелов одним Михаилом. Этот артикль может обозначать Михаила как хорошо известного архангела, но не делать его единственным архангелом. К этому же классу или чину могут принадлежать и другие, ведь Михаила называют “одним из первых князей” (Даниила 10:13)” [27]. Иудейская традиция всегда придерживалась мнения, что существуют семь архангелов [28].

                Поделившись с собеседником этой информацией, прочитайте вслух 1-е Фессалоникийцам 4:16 в надежном переводе: “Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде” (Синодальный перевод). Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид комментирует: “Если голос архангела делает Господа архангелом, тогда труба Божья делает его Богом, — даже при том, что руководство Сторожевой Башни предпочитает рассматривать лишь первую часть этого стиха [29]. Слова Рида вполне обоснованы. Человек должен быть последователен в своем толковании текста. Нельзя просто вырывать из контекста часть стиха, которая якобы поддтверждает твою точку зрения.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Если упоминание о гласе архангела делает Господа Иисуса архангелом, тогда, если быть последовательным, разве труба Божия не делает Его Богом? (Непременно объясните, что вы сами так не считаете. Вера в божественность Христа основана на целом ряде других отрывков. Однако этот вопрос показывает неразумность аргументов Сторожевой Башни.)

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Внимательное изучение 1 Фессалоникийцам 5:16 показывает, что этот стих не утверждает, что гласом архангела говорит Сам Иисус. Это предположение Общества Сторожевой Башни основано лишь на его богословских предубеждениях. Куда естественнее и логичнее понимать этот стих так, что Иисус в сопровождении архангела спустится с небес, чтобы восхитить земную Церковь, — ведь звучит голос архангела (а не Иисуса).

Это совпадает с описанием второго пришествия Христа (которое состоится через семь лет после восхищения Церкви, после периода Великой Скорби). Второе пришествие Христа описывается как “явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его” (2 Фессалоникийцам 1:7, курсив автора). Если Христа во время Его второго пришествия будут сопровождать ангелы, естественно, среди них будет и архангел Михаил.

                Власть запрещать сатане. Очень важно, что у архангела Михаила нет власти запрещать сатане. Покажите Свидетелю Иеговы 9-й стих Послания Иуды, где говорится: “Михаил Архангел, когда говорил с Дьяволом, споря о Моисееве теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “Да запретит тебе Господь””. Иисус же, наоборот, неоднократно запрещал диаволу (см, напр., Матфея 17:18; Марка 9:25) [30]. Раз Михаил своей властью не мог запрещать диаволу, а Иисус мог (и запрещал), Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Если архангел Михаил не мог запрещать диаволу своей собственной властью, а Иисус мог (и запрещал), разве это не означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Обратите внимание, что в 9-м стихе Послания Иуды архангел Михаил говорит: “Да запретит тебе Господь!” (выделение автора). В Новом Завете словом “Господь” переводится греческое слово kurios. Это слово — соответствует ветхозаветному Яхве или Иегова. И очень важно, что в Новом Завете Иисуса называют kurios (“Господом”) много раз, а Михаила — никогда.

                Например, в Послании к филиппийцам 2:9-11 нам говорится, что Иисус — kurios (“Господь”), и что перед именем Иисуса преклонится всякое колено на небесах и на земле, и всякий язык исповедует Иисуса Господом. Прекрасный знаток Ветхого Завета, апостол Павел намекает на слова пророка Исаии: “…Ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено. Мною будет клясться всякий язык” (45:22-23). Павел воспользовался своими глубокими познаниями в Ветхом Завете, чтобы показать, что Иисус Христос — kurios и Яхве, Господь всего человечества.

                Сказав: “Да запретит тебе Господь”, — Михаил воззвал к власти Господа Вселенной. А всевышним Господом Вселенной, без сомнения, является Иисус.

                Христос сотворил ангелов. Последний аргумент заключается в том, что Христос — Творец, а ангелы — часть творения. В Колоссянам 1:16-17 мы читаем: “Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

                Обратите внимание, что именно Христос, по словам Павла, создал “престолы”, “господства” и “власти”. В раввинистической (иудейской) традиции первого века эти слова использовались для описания различных ангельских чинов (см. Римлянам 8:38; Ефесянам 1:21; 3:10; 6:12; Колоссянам 2:10, 15; Титу 3:1). Очевидно, в городе Колоссы (жителям которого Павел адресовал это послание) процветала ересь, последователи которой поклонялись ангелам. В результате, Христос оказался в унижении. Стремясь исправить это страшное заблуждение, Павел подчеркивал, что как раз Христос и сотворил все — включая ангелов — а значит, Он обладает верховной властью, и только Он достоин поклонения. Михаил же, как ангел, таким образом, принадлежит к числу творений Христа. И потому Христос не может быть архангелом Михаилом.

 

“Воскресение” Христа как

архангела Михаила

 

1 Петра 3:18 — “Воскрес” ли Христос из мертвых как духовное создание?

 

                Учение Сторожевой Башни. 1 Петра 3:18 в “Переводе нового мира” звучит так: “Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе” (курсив автора).

                Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в доказательство того, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле. В книге “Познание, ведущее к вечной жизни” говорится, что “Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь” [31]. То есть, Иисус “не был возведен из могилы как человеческое существо, но был воскрешен как дух” [32]. Иисус воскрес “в духе”, без чего невозможна духовная жизнь на небесах [33].

                В книге Reasoning from the Scriptures Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус был воскрешен в духовном теле, потому что слова “плоть” и “дух” в греческом тексте 1 Петра 3:18 якобы являются антонимами (“будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе[34]) (курсив автора).

                Библейское учение. В.Н. Кузнецова* переводит 1 Петра 3:18 так: “Потому что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни” (курсив автора).

                Речь в этом стихе не идет о духовном воскресении Христа. По мнению многих исследователей, здесь говорится о физическом воскрешении Христа Святым Духом [35]. Я считаю, что 1 Петра 3:18 описывает, как Иисус был воскрешен из мертвых — “возвращен к жизни” — посредством Святого Духа [36]. Несомненно, “Бог не воскресил Иисуса как духа, но воскресил Его Своим Духом” [37].

                Конечно, это не означает, что Отец и Сын не участвовали в процессе воскрешения. О Боге Отце часто говорится, что Он воскресил Христа из мертвых (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19, 20). Но Писание, ничуть не умаляя ключевую роль Отца в воскресении, также утверждает, что Иисус Сам воскресил Себя из мертвых. В Иоанна 10:17-18 Иисус говорит: “…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее…”. Очевидно, что в воскрешении Христа принимали участие все лица Троицы — Отец, Сын и Дух Святой.

                Основополагающий принцип толкования Библии состоит в том, чтобы объяснять Писание Писанием. В соответствии с этим принципом, толкование одного отрывка, явно противоречащее всему контексту Библии, по определению неверно. Внутреннее единство Писания имеет первостепенное значение.

                Если следовать этому принципу, из текста 1 Петра 3:18 нельзя сделать вывод, что Иисус воскрес из мертвых в духовном теле. Беседуя со Свидетелем Иеговы, укажите ему на следующее обстоятельство:

 

·         Сам воскресший Иисус сказал: “Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” (Луки 24:39). Отметьте для себя три момента: 1) воскресший Христос утверждает в этом стихе, что он не дух; 2) Его воскресшее тело состояло из плоти и костей, и 3) телесные руки и ноги Христа были осязаемым доказательством вещественности Его воскресения из мертвых. Аналогичным образом, в Деяниях 2:31 мы читаем: “…Не оставлена душа Его в аде, и плоть его не видела тления”. Почему его плоть не видела тления? Потому что Иисус был воскрешен из мертвых в материальном, плотском теле.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     В Евангелии от Луки 24:39 Иисус говорит, что Он не дух, и что у Него есть тело из костей и плоти. Как вы увяжете это с учением Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание, лишенное физического тела?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Еще один аргумент в пользу физического воскресения Христа можно найти в Его собственных словах, записанных в Иоанна 2:19-21: “Иисус сказал им в ответ: “Разрушьте этот храм, и  я в три дня воздвигну его”. Тогда иудеи сказали: “Этот храм строили сорок шесть лет, а ты возвигнешь его в три дня?” Но он говорил о храме тела своего” (ПНМ, курсив автора). Здесь Иисус утверждает, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых телесно, а не духовно.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Что Иисус в Иоанна 2:19-21 называет словом “храм”?

·     Поскольку “храм” — это тело Иисуса, и поскольку Он обещал, что Сам воздвигнет этот “храм” (тело), не говорил ли Иисус в Иоанна 2:19-21 о Своем телесном воскресении?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Задав эти вопросы, продолжите беседу и подчеркните следующие несколько моментов:

 

·       На воскрешенном теле Иисуса по-прежнему оставались раны, полученные на кресте. Воскресший Христос показал ученикам эти раны (Луки 24:39) и даже предложил сомневавшемуся Фоме прикоснуться к ним (Иоанна 20:27).

·       Четыре раза воскресший Христос ел физическую пищу в подтверждение того, что у Него есть реальное, физическое тело (Луки 24:30, 24:42-43; Иоанна 21:12-13; Деяния 1:4). Норман Гайслер справедливо замечает, что “со стороны Иисуса было бы обманом демонстрировать способность есть физическую пищу в доказательство Своего телесного воскресения, если Он в действительности не воскрес в физическом теле” [38].

·       Физического тела воскресшего Христа касались разные люди — например, Мария (Иоанна 20:17) и другие женщины (Матфея 28:9). Иисус Сам предлагал ученикам прикоснуться к Нему и удостовериться, что Его тело материально (Луки 24:39).

·       Греческое слово soma (“тело”), когда речь идет о личности, в Новом Завете всегда означает физическое тело. Без исключений. Специалист по греческому языку Роберт Гандри в свом авторитетном труде Soma in Bibilical Theology указывает на “однозначность, с которой Павел использует soma в значении физического тела” [39]. Таким образом, все новозаветные ссылки на воскресшее “тело” (soma) Иисуса следует понимать в значении воскресшего физического тела.

·       Тело, “посеянное” в смерть, — это то же самое тело, которое было возвращено к жизни (1 Коринфянам 15:35-44). То, что было положено в могилу, восстало к жизни (см. стих 42).

 

                Напоследок можно привести еще один аргумент: вопреки учению Сторожевой башни, что Иисус был воскрешен как духовное создание, архангел Михаил, и навсегда отказался от человеческой природы, Новый Завет утверждает, что Иисус после воскресения все еще обладает человеческой природой.

                Прежде всего, покажите (обязательно открыв Библию на нужном отрывке), что Христос воскрес к бессмертию в том же самом человеческом теле, в котором умер (Луки 24:37-39; Деяния 2:31; 1 Иоанна 4:2; 2 Иоанна 7). И когда Христос возносился на небеса, Он был все в том же физическом человеческом теле — об этом засвидетельствовали несколько учеников (Деяния 1:11). В 1-м Тимофею 2:5 о уже воскресшем Иисусе говорится: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…” (курсив автора). В конце времен Христос придет вновь как “Сын Человеческий” — этот мессианский титул указывает на Его человеческую природу (Матфея 26:64). Вне всякого сомнения, Писание последовательно утверждает, что воскресший Христос навсегда сохранил Свою человеческую природу.

 

1 Коринфянам 15:44-50 — Нефизическое воскресение?

 

                Учение Сторожевой Башни. 15-я глава 1-го Послания к коринфянам целиком посвящена теме воскресения. В “Переводе нового мира” 44-й стих звучит так: “Сеется тело физическое — воскресает тело духовное. Если есть тело физическое, то есть и духовное”. Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что Иисус был воскрешен из мертвых как духовное создание. Часто цитируют и 50-й стих: “…плоть и кровь не могут наследовать царство Бога, как и тление не наследует нетление”. Нам говорят, что Иисус мог воскреснуть только духовно, поскольку плоть и кровь на небесах существовать не могут.

                Общество Сторожевой Башни утверждает, что при воскресении Иисусу “были дарованы бессмертие и нетление, которые не может иметь ни одно творение во плоти” [40]. Смертность и тление свойственны плотским телам. Тело же воскрешаемое бессмертно и нетленно, потому что оно духовно по своей природе. Плоть и кровь не могут наследовать Царство Бога, духовное же тело идеально подходит для духовной жизни на небесах [41].

                Библейское учение. Свидетели Иеговы совершенно не понимают смысл слова “духовный” в 44-м стихе. Выражение “духовное тело” описывает не нематериальное, а сверхъестественное, водимое духом тело. “Греческая фраза soma pneumatikos (переведенная здесь как “духовное тело”) означает тело, руководимое духом, в противоположность телу, находящемуся под властью плоти” [42].

                Напомните собеседнику о том, что в Новом Завете греческое слово soma (“тело”), когда речь идет о личности, всегда обозначает физическое тело. Без исключений. Роберт Гандри в своей книге Soma in Biblical Theology указывает на “однозначность, с которой Павел использует soma в значении физического тела” [43]. Следовательно, все новозаветные ссылки на воскрешенное тело (soma) Иисуса нужно понимать в значении воскресшего, физического тела. Это подтверждает, что выражение “духовное тело [soma]” означает водимое духом и сверхъестественное физическое тело.

                Важно также отметить, что апостол Павел в своем 1-м Послании к коринфянам часто использует слово “духовный” как обозначение чего-то сверхъестественного. Духовное тело сверхъестественно, потому что “им управляет не тленная плоть, а дух, который пребывает вечно (1 Коринфянам 15:50-58)” [44]. В 1 Коринфянам 15:40-50 Павел использовал слово “духовное” Павел в значении “сверхъестественное” — на это указывают очевидные противопоставления, присутствующие в этой главе. Смотрите сами: [45]

 

Тело до воскресения

Тело после воскресенья

Земное (ст. 40)

Небесное

Тленное (ст. 42)

Нетленное

Немощное (ст. 43)

Сильное

Душевное [естественное*] (ст. 44)

Духовное [сверхъестественное]

Смертное (ст. 53)

Бессмертное

 

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Разве очевидные противопоставления в 1 Коринфянам 15:40-50 (земное/небесное, тленное/нетленное, немощное/сильное, смертное/бессмертное) не доказывают, что на самом деле Павел противопоставлял естественное тело сверхъестественному?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                В беседе со Свидетелем Иеговы вы должны подчеркнуть, что смысл, который апостол Павел обычно вкладывал в слово “духовный”, вовсе не указывает на нематериальную или бестелесную природу объекта, о котором идет речь. Так, например, в 1 Коринфянам 2:15 Павел говорит о “духовном человеке”. Из контекста явствует, что речь идет вовсе не о невидимом, нематериальном человеке, лишенном осязаемого тела. Павел говорил о “человеческом существе из плоти и крови, который живет под водительством сверхъестественной силы Бога **. Он имел в виду человека (в буквальном смысле), чья жизнь движется в духовном направлении” [46]. Аналогичным образом, фраза “духовное тело” из 1 Коринфянам 15:44-50 описывает не нематериальное тело, а водимое духом и сверхъестественное физическое тело (soma).

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Известно ли Вам, что в 1 Коринфянам 2:15 Павел использует то же самое греческое слово, которое в 1 Коринфянам 15:44-50 переведено словом “духовный”? (Прочитайте этот стих вслух.)

·     О чем, исходя из контекста, Павел говорит в 1 Коринфянам 2:15 — о невидимом духовном создании, не имеющем физического тела, или о человеке из плоти и крови, который называется “духовным” в каком-то ином смысле?

·     Понимаете ли Вы, что слово “духовный” — в том смысле, в котором Павел обычно его использует, — вовсе не подразумевает нематериальность или бесплотность? (Подчеркните, что это верно и в отношении 15-й главы 1-го Послания к коринфянам.)

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                А как быть с 1 Коринфянам 15:50, где говорится, что “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления”? Прежде всего, следует выразить несогласие с утверждением Сторожевой Башни о том, что материальные, физические тела не могут существовать на небесах. Фраза “плоть и кровь” — просто идиома, которой в Писании обозначается смертное человечество. Этот стих говорит о том, что смертное человечество не может наследовать Царствия Божия. Чтобы жить на небесах, смертное человечество должно стать бессмертным. Воскрешенное тело будет наделено особыми качествами, которые позволят ему полностью приспособиться к жизни в присутствии Бога.

                В подтверждение этой точки зрения укажите Свидетелю Иеговы на последнюю часть 50-го стиха, где говорится о “тленной” человеческой плоти. Это создаст верный контекст для понимания всего стиха. Ясно, что Павел говорит не о плоти как таковой, но о тленной плоти. Павел “утверждает не то, что воскресшее тело будет бесплотным, но что в нем не будет тленной плоти” [47].

                Учитывая эти факты, апологет Норман Гайслер подытоживает смысл фразы “плоть и кровь” в 1 Коринфянам 15:50 следующим образом: “В этом контексте слова “плоть и кровь”, очевидно, означают смертные плоть и кровь, то есть обычное человеческое существо. Такой вывод подтверждают и другие случаи использования этого выражения в Новом Завете. Когда Иисус сказал Петру: “…Не плоть и кровь открыли тебе это…” (Мф. 16:17), — Он явно не имел в виду субстанцию, из которой состоит тело, — сама по себе эта субстанция не могла открыть Петру, что Иисус есть Сын Божий. Самое естественное объяснение 1 Коринфянам 15:50 заключается в том, что люди в своем теперешнем состоянии — привязанные к земле, тленные создания — не могут попасть в славное небесное царство Бога” [48].

                Теперь обратите внимание Свидетеля Иеговы на 53-й стих, в котором сказано: “…Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие” (курсив автора). Иными словами, входя на небеса, мы не перестанем быть людьми и не останемся без физического тела. Скорее, мы “оденем” нашу смертную человеческую природу в бессмертие. Мы ничего не теряем (в т.ч. материальность); наоборот, мы нечто приобретаем или “надеваем” (бессмертие). Следовательно, 15-ю главу Послания к коринфянам нельзя использовать в подтверждение учения Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Как вы думаете, что означает слово “облечься” (1 Коринфянам 15:53) в этом контексте?

·     Разве слово “облечься”, если рассматривать его в основном значении, не указывает на то, что к человеческой природе что-то прибавляется (бессмертие), — а не на то, что от нее что-то отнимается (физическое тело)?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                В завершение беседы об Иисусе и архангеле Михаиле стоит кратко повторить основные выводы по каждому из перечисленных выше ключевых стихов. Совокупный вес этих аргументов должен привлечь внимание Свидетеля Иеговы и породить в нем сомнения относительно учения Сторожевой Башни.



* Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого (М.: Российское Библейское общество, 2001).

* Греческое слово psuchikos, которое в Синодальном переводе традиционно передается словом “душевный”, буквально означает “естественный, природный, животный”. В англоязычных версиях Библии принято использовать для его перевода слово natural, т.е. “естественный, природный”. Общество Сторожевой Башни переводит это понятие в 1 Кор. 2:14; 15:44, 46 словом “физический”, тем самым искусственно создавая противопоставление физического/духовного тела. Однако в Иакова 3:14 они перевели это же прилагательное как “животная”, а в Иуды 19 — как “плотские”. — Прим. науч. ред.

** Свидетели Иеговы и сами подверждают такое истолкование слова pneumaticos. В журнале “Сторожевая башня” за 15 октября 1993 года этому вопросу освящен целый раздел “Вопросы читателей” (с. 31).



[1]

[2]

[3] Познание, ведущее к вечной жизни (Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995), с. 39.

[4]

[5] Познание, ведущее к вечной жизни, с. 68.

[6]

[7]

[8]

[9] Ты можешь жить вечно в раю на земле (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 143.

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15] Сторожевая башня, 15 февраля 1991 года, с. 15; 15 ноября 1991 года, с. 31.

[16]

[17]

[18]

[19] Внимайте пророчеству Даниила! (Brooklyn, NY: Watch Tower Bible and Tract Society, 1999), с. 289.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22]

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31] Познание, ведущее к вечной жизни (Watch Tower Bible and Tract Society, 1995), с. 68.

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

[39]

[40]

[41] Сторожевая башня, 15 июля 2000, с. 18.

[42] Geisler, p. 153, курсив автора.

[43]

[44]

[45]

[46]

[47]

[48]

Hosted by uCoz