10

Огромная пропасть:

“Помазанники” и “другие овцы”

 

Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Иоанна 12:26, выделение автора)

— Иисус Христос

 

В соответствии с богословием Сторожевой Башни, на небеса пойдут лишь 144 000 Свидетелей Иеговы — они составляют так называемый “класс помазанников” (Откровение 7:4; см. тж. 14:1-3). Все остальные Свидетели Иеговы принадлежат к числу “других овец” Бога и будут жить вечно в раю на земле.

                Говоря об “огромной пропасти”, разделяющей эти две группы людей, книга Reasoning from the  Scriptures  сообщает нам, что “Бог решил воссоединить ограниченное число верных людей с Иисусом Христом в небесном Царстве” [1]. Из той же публикации мы узнаем, что только “рожденные снова” — то есть ставшие “сыновьями” Бога — могут попасть в это небесное Царство (Иоанна 1:12-13; Римлянам 8:16-17;1 Петра 1:3-4) [2].

                Этих людей на небесах ожидает не телесное, а духовное существование. Журнал “Сторожевая башня” поясняет: “У них были все основания ожидать того, что они будут жить на небесах как бессмертные духовные создания, став соправителями в Божьем Царстве. Такое благословение должны получить только 144 000 христиан…” [3].

                Нам говорят, что, “поскольку плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия”, эти люди должны стать “духовными сыновьями” Бога [4]. Книга “Ты можешь жить вечно в раю на земле” далее поясняет: “Об Иисусе Христе говорится, что Он “восстал первым из мертвых”… Он был также первым, воскресшим, как духовное лицо (1 Петра 3:18). Но Библия сообщает, что будут и другие… […] Поэтому после воскресения Христа следующими должны быть воскрешены 144 000. Они принимают участие в “воскресении первом” или в “раннем воскресении”… […] “Первое воскресение” к небесной жизни, конечно, невидимо для человеческих глаз. Это есть воскресение к жизни как духовные создания. […] Лицам, идущим на небо, Бог дает новое духовное тело” [5].

                Далее, Общество Сторожевой Башни утверждает, что лишь “немногие” находят вход в это духовное царство  — и они поистине составляют “малое стадо” в сравнении с населением Земли [6]. Это небольшое стадо истинных верующих (Луки 12:32) якобы началось с 12 апостолов и было полностью набрано к 1935 году (судья Ратерфорд получил об этом “откровение”) *. В январе 2002 г. на земле еще жили 8 730 этих “помазанных” верующих. В большинстве своем они уже очень немолоды.

                Как объясняют публикации Сторожевой Башни, чтобы получить спасение, эти люди должны поверить в Бога, покаяться в своих грехах, посвятить себя Богу, креститься погружением и принести в “жертву” все человеческие права и надежды, как это сделал Иисус. Совершенно очевидно, что это спасение по делам. “Помазанникам” нужно “прилагать много усилий, чтобы оставаться “неоскверненными от мира”” [7]. “Верное служение помазанников в земном дворе храма до самой смерти — гарантия их будущего небесного воскресения для дальнейшего священнического служения” [8].

                Членам помазанного класса даны духовные благословения и привилегии, которых не имеет средний Свидетель Иеговы (большинство Свидетелей Иеговы не принадлежит к числу помазанников). Общество Сторожевой Башни говорит, что только члены помазанного класса:

 

·         рождены свыше (Иоанна 3:3-8; Титу 3:5; 1 Петра 1:3; 1 Иоанна 5:1);

·         получили усыновление как “сыновья” Бога (Иоанна 1:12-13; Римлянам 8:14-17; Галатам 4:6-7; Ефесянам 1:5);

·         братья Христу (Римлянам 8:29; Евреям 2:11-17; 3:1);

·         подобны образу Христа (Римлянам 8:29; 2 Коринфянам 3:18);

·         находятся в единстве с Христом (2 Коринфянам 5:17; Ефесянам 1:3);

·         сонаследники Христа (Римлянам 8:17);

·         участники Нового Завета (Луки 22:20; Евреям 12:20-22);

·         могут участвовать в Вечере (Луки 22:15-20; 1 Коринфянам 11:20-29);

·         крещены в смерть Христа (Римлянам 6:3-8; Филиппийцам 3:10, 11; Колоссянам 2:12, 20; 2 Тимофею 2:11-12);

·         крещены Святым Духом (1 Коринфянам 12:13);

·         члены Церкви (Ефесянам 1:22-23; Колоссянам 1:18)

·         члены Тела Христова (Римлянам 12:5; 1 Коринфянам 12:13; Ефесянам 4:4);

·         часть храма Божьего (1 Коринфянам 3:16; Ефесянам 2:20-22; 1 Петра 2:5);

·         часть семени Авраамова (Галатам 3:26-29; 6:15-16);

·         члены царственного священства (1 Петра 2:4-9; Откровение 1:6; 5:10);

·         оправданы верой (Римлянам 3:22-28; 5:1; Титу 3:7);

·         освящены (1 Коринфянам 1:2; 6:11; Ефесянам 1:4; Евреям 12:14);

·         получают прославленные тела (1 Коринфянам 15:40-54; Филиппийцам 3:21);

·         пребывают на небесах (Иоанна 14:2-3; 1 Коринфянам 15:50; 1 Петра 1:4);

·         будут соправителями Христа (1 Коринфянам 6:2; 2 Тимофею 2:12; Откровения 20:6);

·         увидят Христа и Бога (Матфея 5:8; 1 Иоанна 3:2) [9].

 

                Поскольку эти и прочие подобные привилегии обещаны только классу помазанников, понятно, что подавляющее большинство новозаветных благословений не имеет никакого значения для огромного числа Свидетелей Иеговы, — ведь большая их часть не принадлежит к классу помазанников.

                Чем же помазанники будут заниматься на небесах? Судя по публикациям Сторожевой Башни, они будут соправителями Христа. “Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет” (Откровение 20:6, ПНМ). Если же класс помазанников состоит из “царей”, должны быть и другие — те, кем помазанники будут править [10]. Именно эта роль и отводится “другим овцам”, имеющим земную надежду.

                Свидетели Иеговы, не принадлежащие к классу помазанников, ожидают не небесной участи, а вечной жизни в раю на земле. Как говорит журнал “Сторожевая Башня”, “На конгрессе, состоявшемся в 1935 году в Вашингтоне прозвучала волнующая новость: великое множество, упомянутое в 7-й главе Откровения, — это люди, имеющие надежду жить на земле” [11]. Поскольку требуемое число помазанников — 144 тысяч человек — было в основном набрано в 1935 году, практически всех Свидетелей Иеговы с тех пор ждет земная участь.

                Книга Your Will Be Done On Earth уверяет читателей, что “небесная надежда 144 тысяч верных членов истинного христианского собрания не оставляет других людей без всякой надежды на будущее. Светлая надежда на земной рай, где воля Бога будет вершиться на земле, как и на небе, — это благословенная надежда, уготованная им по неизменно исполненному любви замыслу Бога” [12].

                В подтверждение своих слов Общество Сторожевой Башни напоминает, что земля, согласно неизменному учению Библии, “будет существовать “во веки и веки” (Псалом 103:5; Экклезиаст 1:4). Райская земля, таким образом, была предназначена для того, чтобы служить постоянным, восхитительным местожительством для совершенных людей, которые обитали бы на ней вечно” [13]. Эти “совершенные люди” — Свидетели Иеговы, не принадлежащие к классу помазанников. Они составляют группу людей, которая в Откровении 7:9 названа “великим множеством”, а в Иоанна 10:16 — “другими овцами”. “…Миллионы овцеподобных христиан признают и поддерживают духовных братьев Иисуса. В результате у этого “великого множества” есть основанная на Библии надежда пережить “великую скорбь” и затем вечно жить в Раю, земной сфере Божьего Царства” [14].

Общество  Сторожевой Башни говорит: “Подобно тому, как Ной и его семья пережили период великого потопа и составили ядро нового человеческого общества на земле, так и “великое множество” переживет грядущую “великую скорбь” и составит постоянное ядро нового человеческого общества, символическую “новую землю”” [15].

                В публикациях Сторожевой Башни говорится, что после Армагеддона, “когда духовному росту уже не будут мешать Сатана и его демоны, пережившие Армагеддон люди будут получат помощь, чтобы постепенно преодолевать греховные наклонности и достичь совершенства” [16].

                В брошюре “На самом ли деле Бог заботится о нас?” мы читаем, что “новый мир будет свободным от войны, жестокости, преступлений, несправедливости и нищеты. Это будет мир без болезней, горя, слез и даже смерти” [17].

                Спасение для “других овец” так же основано на делах, как и спасение так называемого класса помазанников. Основное “дело” каждого Свидетеля Иеговы — проповедь по домам и распространение литературы Сторожевой Башни. “Сегодня они с радостью участвуют в исполнении долга, лежащего на каждом христианине, долга проповедовать эту радостную весть о Божьем Царстве. С радостью ходят они по домам, по улицам и по местам публичных собраний, возвещая стремящимся к праведности католикам, протестантам, иудеям и тем, кто исповедует другие религиозные взгляды или не исповедует никаких, о Божьем образе жизни” [18]. “Да, все христиане, надеются ли они получить бессмертие на небесах или вечную жизнь в Раю на земле, должны “простираться вперед”, делая все возможное, чтобы достичь жизни [19].

                 Общество Сторожевой Башни рассказывает нам о том, что умершие “другие овцы” будут “воскрешены к жизни”. Хотя они и не пойдут на небо, им достанется значительная часть того духовного наследия, которым обладают помазанники [20].

 

___________________________Рассуждая при помощи Писания__________________________

 

Класс помазанников

 

Луки 12:32 — “Малое стадо” как “класс помазанников”

 

                Учение  Сторожевой Башни. Стих Луки 12:32 в “Переводе нового мира” звучит так: “Не бойся, малое стадо, потому что вашему Отцу было угодно дать вам царство”. Малое стадо, как считают Свидетели Иеговы, состоит из 144 тысяч людей, имеющих небесную надежду: “Только в книге Откровение мы находим число тех, кого Иисус назвал “малым стадом”, которому Отец Агнца дает Царство (Луки 12:32; 22:28-30)… Апостол Иоанн, получивший Откровение, засвидетельствовал: “Я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи (Откровение 7:4)” [21].

                Общество Сторожевой Башни также утверждает, что дохристианские святые, такие как Авраам, Исаак, Иаков и ветхозаветные пророки, не принадлежат к этому малому стаду. Они входят в число “других овец”, о которых Иисус говорил в Иоанна 10:16. У них есть земная, а не небесная надежда [22].

                Библейское учение. Толкование Луки 12:32, предложенное Сторожевой Башней, идет в разрез с контекстом. Прочитав 12-ю главу, мы увидим, что все тринадцать стихов — с 22-го по 34-й — составляют единое целое. Этот отрывок начинается словами: “И сказал [Иисус] ученикам Своим...” (стих 22, курсив автора). Все следующие тринадцать стихов — это слова, обращенные Иисусом непосредственно к Своим земным ученикам, жившим в первом столетии нашей эры. Даже самое богатое воображение не может усмотреть какую-либо связь между текстом Луки 12:32 и элитной группой из 144 тысяч членов помазанного класса, формировавшейся с первого века нашей эры по 1935 год. Свидетели Иеговы вкладывают в этот стих совершенно чуждый смысл.

                Иисус также называл учеников овцами Своего стада. Например, наставляя двенадцать учеников по поводу их будущего служения, Он говорил: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Матфея 10:16, курсив автора). Позже Иисус предсказал ученикам, что после Его смерти они разбегутся: “…Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: “поражу пастыря: и рассеются овцы стада…” (Матфея 26:31). Подобно тому, как в Матфея 10:16 и 26:31 ученики названы “овцами” стада Иисуса, в Луки 23:32 они названы “малым стадом” Иисуса [23]. Иисус назвал их “малым стадом” потому, что они представляли собой маленькую, беззащитную кучку людей, которую легко было уничтожить. Но им не о чем было беспокоиться, потому что божественный Пастырь обещал заботиться о них.

                Конкретнее, в этом отрывке (Луки 12:22-34) Иисус наставляет Своих учеников не беспокоиться о пище, одежде и прочих вещах. Беспокоиться бессмысленно, потому что это не изменит реального положения дел (стихи 25-26). Беспокойство не продлит ничью жизнь ни на один день, и его причиной является отсутствие веры (стих 29). Ученики должны были помнить, что Бог Отец знает их нужды (стих 30). Поэтому Иисус говорил ученикам, что Бог — если Царство станет их всепоглощающей страстью — позаботится обо всех их прочих нуждах (стих 31). Ученикам следует не бояться, а доверять Богу, ведь Он “благоволил дать им царство” (стих 32). Очевидно, что контекст не дает никаких оснований связывать эти стихи с 144 тысячами членов так называемого класса помазанников.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     К кому обращается Иисус в тринадцати стихах отрывка Луки 12:22-34? См. стих 22.

·     Есть ли в тексте Луки 12:32 конкретное указание на то, что речь идет о 144 тысячах из 7-й и 14-й глав Откровения?

·     Где Писание говорит о том, что набор в это так называемое “малое стадо” помазанных верующих  будет завершен в 1935 году? [24]

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Непременно обсудите со своим собеседником последний вопрос — он должен понять, что эта точка зрения основана не на Писании, а на мнимом “откровении”, данном Дж. Ф. Ратерфорду. Напомните ему, что Общество Сторожевой Башни называет себя единственной группой на земле, которая по-настоящему следует Библии.

                Говоря о Библии, отметьте, что, по свидетельству Евангелий, на всем протяжении Своего трехлетнего служения Иисус непрестанно говорил о царстве небесном и царстве Божьем. Тем не менее, Он ни разу не упомянул, что это царство предназначено лишь для 144 тысяч людей. Иисус говорил, что все должны искать царства, и что всякий ищущий его найдет (напр., Матфея 9:35-38; Марка 1:14-15;  Луки 12:22-34) [25]. 

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Можете ли Вы назвать хоть один библейский стих, где Иисус ограничивает население небесного царства 144 тысячами человек? (Если в ответ ваш собеседник сошлется на 7-ю или 14-ю главы Откровения, попросите его показать хотя бы один стих из этих глав, где ясно сказано, что царство предназначено лишь для 144 тысяч. Ни одного такого стиха нет!)

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Вы также можете указать собеседнику на слова Иисуса в Иоанна 3:5: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…”. Общество Сторожевой Башни утверждает, что “рождены свыше” и могут пойти на небеса лишь члены класса помазанников. Однако Писание говорит совсем другое. Откройте Библию на 5-й главе 1-го Послания Иоанна и вслух прочитайте 5-й стих: “Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден; и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него” (курсив автора). Обратите внимание собеседника на слова “всякий верующий”. Эти слова применимы ко всем и не ограничены лишь 144 тысячами человек [26].

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     В 1-м Послании Иоанна 5:1 сказано: “Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден…”. Разве слово “всякий” не включает в себя всех, а не только помазанные 144 тысячи?

·     Если “от Бога родиться” может “всякий верующий”, и если для вхождения в царство небесное требуется “родиться от Бога” или “родиться свыше” (Иоанна 3:5), разве царство небесное в таком случае не открыто “всякому верующему”, а не только 144 тысячам?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                А как быть с учением Сторожевой Башни о том, что ветхозаветные святые не принадлежат к малому стаду или помазанному классу и, таким образом, не имеют небесной надежды? Лучше всего обратиться к 11-й главе Послания к евреям, где перечислены имена выдающихся героев веры [27]. Читая эту главу, обратите внимание, что речь идет о многих ветхозаветных святых, включая Авеля, Еноха, Ноя и Авраама. Предложите Свидетелю Иеговы прочесть вслух стихи с 13-го по 16-й:

 

Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (курсив автора).

 

                Ветхозаветные святые явно стремились к небесной, а не к земной участи. Этот факт пробивает огромную дыру в теории Сторожевой Башни о том, что только 144 тысячи избранных верующих, принадлежащих к так называемому классу помазанников, будут вечно жить на небесах.

                Кроме того, в Писании есть четкие указания на то, что некоторые ветхозаветные святые взошли на небеса. Например, в 4-й Книге Царств мы читаем: “В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала” (2:1). Далее, в 11-м стихе, читаем: “Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся  Илия в вихре на небо” (курсив автора). Илия не претерпел смерти и отправился прямо в присутствие Божье на небесах. Это неопровержимый пример ветхозаветного святого, имеющего небесную участь!

                Есть и другие примеры. Матфея 8:11 конкретно говорит о том, что Авраам, Исаак и Иаков находятся в Царстве небесном. А в Луки 13:28 сказано, что все ветхозаветные пророки пребывают с Авраамом, Исааком и Иаковом.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Как Вы можете примирить учение Сторожевой Башни о том, что ветхозаветные святые уповают на земную участь, с библейским утверждением, что Авраам, Исаак, Иаков, пророки и другие ветхозаветные святые будут с Богом на небе? (Если собеседник не согласится с вами, попросите его прочесть вслух Матфея 8:11 и Луки 13:28, а затем спросите, о чем говорится в этих стихах.)

 

__________________________________________________________________________________________________

 

 

Откровение 7:4 и 14:1-3 — 144 тысячи в “классе помазанников”?

 

                Учение Сторожевой Башни.  В “Переводе Нового Мира” Откровение 7:4 звучит так: “И услышал я число отмеченных печатью — сто сорок четыре тысячи, которые были отмечены печатью из каждого племени сыновей Израиля…” (курсив автора). По словам Свидетелей Иеговы, в этом стихе речь идет о классе помазанных верующих, имеющих небесную надежду (ср. Откровение 14:1-3).

                Как утверждается в публикациях Сторожевой Башни, именно эти 144 тысячи названы “малым стадом” в Луки 12:32. “Малое стадо” числом в 144 тысячи человек составляет тело Христа и будет царствовать с Ним. Общество Сторожевой Башни утверждает, что эти люди будут участвовать в “первом воскресении” — получат духовные тела, какое в свое время получил и Иисус Христос [28]. Их тела непременно будут духовными, потому что “плоть и кровь не могут наследовать царство Бога” (1 Коринфянам 15:50, ПНМ).

                Хотя Книга Откровения говорит, что 144 тысячи — представители двенадцати колен Израиля (по 12 000 от каждого колена), Сторожевая Башня утверждает, что на самом деле это лишь метафорическое обозначение класса помазанных Свидетелей Иеговы. “Небесное собрание уподобляется двенадцати коленам по 12 000 человек каждое, под владычеством Большего Моисея, Христа Иисуса” [29].

                Но откуда мы знаем, что в Откровении 7:4-8 речь не идет о коленах Израиля в буквальном смысле? Общество Сторожевой Башни утверждает, что упомянутые там колена не могут быть коленами земного Израиля, поскольку в Ветхом Завете никогда не существовало колена Иосифово, однако в Откровении 7:4-8 оно упоминается. Кроме того, колена Ефрема и Дана — о которых говорится в Ветхом Завете — в 7-й главе Откровения не названы. А левиты, которые в 7-й главе Откровения упомянуты как колено, в Ветхом Завете были отделены на служение, связанное с храмом, и не считались одним из 12-ти колен [30]. Очевидно, что 144 тысячи из 7-й главы Откровения не являются двенадцатью коленами Израиля в буквальном смысле. В этом отрывке речь идет не о земном Израиле, а о классе помазанников, состоящем из 144 тысяч посвященных Свидетелей Иеговы.

                Библейское  учение. В ответ на толкование Откровения 7:4 и 14:1-3, предлагаемое Сторожевой Башней, вы можете высказать несколько существенных возражений. Во-первых, Общество Сторожевой Башни меняет метод толкования прямо посередине 4-го стиха 7-й главы. Первую часть этого стиха Общество толкует буквально: “И услышал я число отмеченных печатью — сто сорок четыре тысячи...” (курсив автора). На основании этих слов Общество утверждает, что так называемый класс помазанников насчитывает ровно 144 000 человек.

                Вторую же половину стиха они отказываются толковать буквально: “...Из каждого племени сыновей Израиля…”. Иными словами, Общество Сторожевой Башни говорит, что избранных будет в буквальном смысле 144 000, однако это число относится не к буквальным коленам Израиля, а к классу помазанных Свидетелей Иеговы. Следовательно, в одном стихе они находят сразу и буквальный, и фигуральный смысл.

                Указав Свидетелю Иеговы на этот факт…

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Чем продиктован переход от буквального к фигуральному толкованию прямо посередине 4-го стиха 7-й главы Откровения?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Во-вторых, вам следует показать, что Книга Откровения однозначно исключает женщин из числа 144 тысяч [31]. В Откровении 14:4 сказано: “Это те, которые не осквернили себя с женщинами, они девственники” (ПНМ, курсив автора). Это означает, что к числу 144 тысяч принадлежат либо неженатые, либо соблюдавшие целибат мужчины (ср. 2 Коринфянам 11:2). В любом случае, тот факт, что они “не осквернили себя с женщинами”, и что по отношению к ним используются местоимения мужского рода, указывает на их принадлежность к мужскому полу. Включая в число 144 тысяч женщин, Общество игнорирует ясное учение Писания.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Входят женщины ли в число 144 000 помазанных верующих? (Ответ будет утвердительным.)

·     Как вы примирите это утверждение с Откровением 14:4, где ясно сказано, что 144 000 состоят исключительно из мужчин, не осквернившихся с женщинами?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                В-третьих, и это самое важное, Писание ясно говорит о том, что небесная участь уготована всем верующим в Иисуса Христа, а не только элитной группе из 144 000 помазанников (Ефесянам 2:19; Филиппийцам 3:20; Колоссянам 3:1; Евреям 3:1; 12:22; 2 Петра 1:10-11). Деление верующих на имеющих небесную надежду и имеющих земную надежду н имеет под собой никакого библейского основания. Все верующие во Христа наследуют вечное царство (Галатам 3:29; 4:28-31; Титу 3:7; Иакова 2:5). Праведность Бога, ведущая к небесной жизни, “чрез веру в Иисуса Христа [присутствует] во всех и на всех верующих; ибо нет различия” (Римлянам 3:21, курсив автора). Иисус обещал: “Кто мне служит, Мне да последует, и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет” (Иоанна 12:26, курсив автора). Иисус сказал, что все верующие будут “одним стадом” с “одним пастырем” (Иоанна 10:16). Двух “стад” — одного на земле и одного на небе — не будет. Писание говорит ясно: одно стадо, один Пастырь!

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Как вы соотносите с Библией учение Сторожевой Башни о “классе помазанников” на небесах и “других овцах” на земле, если Иоанна 10:16 ясно говорит, что все верующие будут “одним стадом” с “одним пастырем”?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

 

                Буквальные колена Израилевы? Теперь нам нужно проверить справедливость заявления Сторожевой Башни о том, что “колена” из 7-й главы Откровения 7 нельзя истолковывать как буквальные колена Израилевы. Сам факт упоминания конкретных колен наряду с конкретной численностью этих колен исключает всякую возможность фигурального истолкования. Нигде в Библии фраза “двенадцать колен Израилевых” не обозначает что-то кроме двенадцати колен Израилевых. По словам апологета Нормана Гайслера, “слово “колено” в Писании никогда не обозначает что-либо кроме буквальной этнической группы” [32]. Известный западный библейский комментарий также указывает, что слово “Израиль” в Новом Завете, как правило, используется в отношении кровных потомков Иакова [33]. Таким образом, точка зрения Сторожевой Башни идет разрез с обычным значением слова “Израиль” в Новом Завете.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Известно ли вам, что слово “колено” в Писании никогда не обозначает ничего кроме буквальных этнических групп?

·     Известно ли вам, что слово “Израиль” в Писании почти всегда применяется к кровным потомкам Иакова?

·     Понимаете ли вы, что предлагаемое Сторожевой Башней толкование Откровения 7:4 противоречит обычному смыслу этих слов?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Однако нам нужно выяснить, почему в 7-й главе Откровения не упомянуты ветхозаветные колена Дана и Ефрема. Важно иметь  виду, что в Ветхом Завете “есть не менее двадцати отличных друг от друга списков колен, и все эти списки включают в себя от десяти до тринадцати колен, хотя число двенадцать преобладает (см. Быт. 49; Втор. 33; Иез. 48)” [34]. Следовательно, списки двенадцати колен вовсе не должны совпадать. Но поскольку число двенадцать лучше всего подходит для перечисления колен Израиля, Иоанн решил соблюсти этот принцип в 7-й и 14-й главах Откровения.

                Как считают многие современные ученые, колено Дана не упомянуто потому, что оно неоднократно грешило идолопоклонством и, как следствие, оказывалось на грани полного уничтожения (Левит 24:11; Судей 18:1, 30; см. тж. 3 Царств 12:28-29). Поклоняться идолам и не раскаяться в своем выборе значит лишиться Божьего благословения. Кроме того, издревле существовало предание, что Антихрист произойдет из колена Данова. Библеист Роберт Х. Маунс поясняет:

 

Очевидно, Дан не был упомянут из-за своей давней приверженности идолопоклонству. Когда колено Дана переселилось на север и обосновалось в Лаисе, они поставили у себя истукана (Судей 18:30). Впоследствии на земле Дана был поставлен один из двух главных идолов Северного Царства (3 Царств 12:29). В Завете Дана (5:6) Сатана называется князем колена.  Ириней, писавший во второй половине второго века, отметил, что колено Дана не было упомянуто из-за предания, что из этого колена произойдет Антихрист (Против ересей, кн. 5, гл. 30, п. 2.) [35].

 

                А как быть с коленом Ефрема? Почему оно не упомянуто в 7-й главе Откровения? Не забывайте, что и Ефрем, и Манассия были сыновьями Иосифа. В ветхозаветных списках колен всегда либо упоминается Иосиф, а два его сына исключаются (Бытие 49), либо же Иосиф не упоминается, а его сыновья Ефрем и Манассия присутствуют как два полуколена (Иезекииль 48) [36]. Однако в 7-й главе Откровения названы колена Иосифа и Манассии, а Ефрем — нет. Почему?

                Изучение Писания показывает, что колено Ефрема — как и колено Дана — было склонно к идолослужению и языческому поклонению (Судей 17; Осия 4:17). Очевидно, из списка в 7-й главе Откровения Ефрем вычеркнут по той же причине, что и Дан. Expositor’s Bible Commentary отмечает, что, если причиной исключения Дана и Ефрема было идолопоклонство, “можно понять, почему список был переделан так, чтобы дополнить число колен до двенадцати, и в него были включены Иосиф и Манассия” [37].

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Как Общество Сторожевой Башни относится к идолопоклонству? (Общество осуждает все формы идолопоклонства.)

·     Как Вы полагаете, если колена Дана и Ефрема были виновны в идолопоклонстве — о чем ясно говорится в Писании, — следовало ли упоминать их в 7-й главе Откровения в числе рабов Бога? (Они ответят отрицательно.)

·     Получается, что у Иоанна были серьезные причины не упоминать колена Дана и Ефрема в 7-й главе Откровения, Вы согласны?

·     С учетом всего, что мы узнали о том, почему Дан и Ефрем не упомянуты в 7-й главе Откровения, разве не очевидно, что фигуральное толкование Общества Сторожевой Башни не оправдано, поскольку оно опирается на объяснимое отсутствие в списке Дана и Ефрема?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Остается последний вопрос: почему в список колен из 7-й главы Откровения включено колено Левия? Как мы помним, в Ветхом Завете левиты не входили в число двенадцати колен, поскольку Закон Моисеев придал им особый статус священнического колена. Возможно, они включены в список потому, что священнические функции их колена прекратились с пришествием Христа — Великого Первосвященника [38]. Действительно, труд левитского священства обрел свое завершение в Личности Христа (Евреям 7-10) [39]. Поскольку в служении левитов как священников уже не было необходимости, не было и причин по-прежнему отделять их от остальных колен. Следовательно, они были по праву включены в список колен из Книги Откровение.

                Возражения Общества Сторожевой Башни против истолкования “колен” в 7-й и 14-й главах Откровения как буквальных колен Израиля, таким образом, совершенно безосновательны. Их точка зрения, что число 144 000 относится к классу помазанников, являет собой грубое и отвратительное извращение Писания.

 

“Другие овцы”

 

Иоанна 10:16 — “Другие овцы”

 

                Учение Сторожевой Башни. Иоанна 10:16 в “Переводе нового мира” звучит так: “У меня есть и другие овцы, которые не из этого загона; их я тоже должен привести, и они будут слушаться моего голоса и станут одно стадо, один пастырь” (курсив автора). Как говорят Свидетели Иеговы, хотя на небо пойдут лишь 144 тысячи помазанных духом верующих, у Бога есть “другие овцы” — другие истинно верующие — которые получат жизнь вечную и будут жить в земном раю. Как уже говорилось выше, возможность войти в число 144 тысяч исчезла в 1935 году *.

                Журнал “Сторожевая башня” объясняет, что “тот же [святой] дух действует сегодня на “других овец” Иисуса, не пробуждая в них, однако, надежды и желания жит на небе… Получив от Бога надежду на вечную жизнь в земном раю, они с радостью поддерживают помазанный остаток, активно проповедуя в то время, когда так близок Божий новый мир праведности[40].

                Этим “другим овцам” будет доверена честь владычествовать над землей, возделывать и наполнять ее. Они не пойдут на небеса, но будут жить в блаженстве на совершенной и восстановленной земле [41]. Поскольку эти “овцы” усердно возвещают Царство людям по всему миру и приводят в “стадо” новых овец, их число постоянно растет, в отличие от точно установленного числа членов помазанного класса (144 тысячи).

                Библейское учение. Из контекста совершенно ясно, что фраза “другие овцы” в Иоанна 10:16 относится к верующим из язычников в противоположность верующим из иудеев. Для правильного понимания этих слов важно помнить, что Евангелия называют евреев “потерянными овцами дома Израилева” (Матфея 10:6; 15:24), а тех евреев, которые последовали за Христом, — Его “овцами” (Иоанна 10).

                Иисус часто называл Своих учеников-евреев овцами Своего стада. Например, давая Двенадцати наставления по поводу их будущего служения, Он сказал: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Матфея 10:16, курсив автора). Впоследствии Иисус предупреждал учеников, что после Его распятия они разбегутся: “Поражу пастыря, и рассеются овцы стада” (Матфея 26:31, курсив автора).

                Далее, когда Иисус говорил: “Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора” (Иоанна 10:16, курсив автора), — Он явно имел в виду верующих из язычников. Эти верующие язычники вместе с евреями составят одно стадо, и у них будет один Пастырь (Иоанна 10:16). Это полностью соответствует сказанному в Ефесянам 2:11-22, где мы читаем, что во Христе евреи и язычники обретут мир в одном теле. Стих Галатам 3:28 сообщает нам, что “нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (курсив автора). Подобным же образом, в Колоссянам 3:11 говорится об обновлении, в котором “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос”.

                Обратите внимание Свидетеля Иеговы на то, что в конце Иоанна 10:16 сказано “и будет одно стадо и один Пастырь”. Не будет одного стада Божиих людей на небесах и другого на земле. Не будет различия между классом помазанников и “другими овцами”. Все будут жить вместе как “одно стадо” с “одним пастырем”.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Как вы примирите учение Сторожевой Башни о том, что “класс помазанников” будет жить на небесах, навеки отделенный от “других овец” на земле, с Писанием, которое ясно говорит, что весь народ Божий есть “одно” во Христе — “одно стадо” с “одним пастырем”?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

 

Откровение 7:9 — “Великое множество” и “другие овцы”

 

                Учение Сторожевой Башни. Откровение 7:9 в “Переводе нового мира” звучит так: “После этого взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог сосчитать, из всех наций, и племен, и народов, и языков стояло перед престолом и перед Агнцем; они были одеты в длинные белые одежды; и в руках у них были пальмовые ветви” (курсив автора).

                Общество Сторожевой Башни утверждает, что в этом стихе речь идет о “других овцах”, упомянутых в Иоанна 10:16. Как мы уже отметили выше, те, кто принадлежит к этой группе, не могут стать членами тела Христова или участниками Нового Завета, родиться свыше, быть в небесном царстве Христа, получить крещение Святым Духом и принимать причастие. “Другие овцы” — явно непривилегированная группа.

                В изданной Сторожевой Башней публикации Mankind’s Search for God мы находим следующие рассуждения о “великом множестве” из Откровения:

 

В 1935 году Свидетели пришли к более ясному пониманию относительно класса небесного Царства, который будет править с Христом, и их подданных на земле. Они уже знали, что число помазанных христиан, призванных править вместе с Христом с небес, составит всего 144 000. Так какая же надежда есть у всего остального человечества? Всякое правительство нуждается в подданных, наличие которых узаконило бы его существование. Это небесное правительство, Царство, будет также иметь миллионы послушных подчиненных здесь на земле. Они и составят “великое множество людей, которого никто не мог сосчитать, из всех наций, и племен, и народов, и языков”...

   Такое понимание великого множества помогло Свидетелям Иеговы увидеть, что они имели перед собой огромную сложную задачу — искать и учить все эти миллионы ищущих истинного Бога, из которых и составится “великое множество” [42].

 

                Предвидя возможные богословские возражения против своего подхода к толкованию Книги Откровения, Общество Сторожевой Башни обращается к одной фразе из 9-го стиха 7-й главы, где о великом множестве сказано, что они “стоят пред престолом и пред Агнцем”. Разве эти слова не означают, что группа людей, о которых идет речь, находится на небесах, а не на земле?

                Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни. Данная фраза может и не указывать на место пребывания — речь идет о том, что эти люди находятся “в одобрении” у Бога. Общество говорит, что слова “пред престолом” буквально означают “в виду престола”. Подобный оборот речи не обязательно означает, что великое множество находится на небесах. Оно находится попросту “в виду престола”. Это вполне согласуется с тем, что Бог, как говорит Писание, с небес взирает на сынов человеческих (Псалом 10:4) [43].

                Библейское учение. Беседу со Свидетелем Иеговы об Откровении 7:9 знаток учения Сторожевой Башни Мэриан Бодин предлагает начать с нескольких ключевых вопросов:

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Где в этом тексте говорится, что великое множество не имеет надежды на небеса?

·     Где в этом тексте говорится, что великое множество предопределено к жизни на земле? [44]

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                В действительности, в тексте Откровения нигде не говорится о том, что великому множеству закрыт доступ на небеса. Эту идею Общество Сторожевой Башни привносит в Писание. Попросите Свидетеля Иеговы прочитать 9-й стих вслух, а потом задайте приведенные выше вопросы и дождитесь ответа.

                Далее, в Откровении 7:9 ясно сказано, что это великое множество стоит “перед престолом и пред Агнцем”. Свидетели Иеговы пытаются доказать, что слова “пред престолом” означают попросту “в виду престола”, однако смысл этого стиха совсем в другом. Здесь изображено великое множество, физически присутствующее перед небесным престолом Бога, — точно так же перед Его престолом присутствуют ангелы (стих 11).

                Греческое слово enopion, переведенное как “перед”, встречается в Книге Откровения еще несколько раз, и речь в таких случаях идет о личностях, физически присутствующих перед престолом Бога. Например, это слово употреблено в Откровении 5:8, где мы читаем, что “четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых”. Это же греческое слово употреблено и в Откровении 7:11: “И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу”. Наконец, это слово используется и в Откровении 14:3 применительно к 144 000: “Они поют как-бы новую песню пред престолом и пред четырьмя животными и старцами”.

                В Откровении 7:9 слово enopion употреблено в точно таком же значении — здесь сказано, что великое множество находится “перед престолом” Бога. Авторитетные лексикологи утверждают, что это греческое слово в Откровении 7:9 не означает “в виду”, а указывает “на место перед кем-то или чем-то” [45]. Иными словами, это слово указывает на физическое присутствие перед престолом Бога.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Греческое слово enopion (“перед”) в Книге Откровения употребляется применительно к 144 000 перед престолом Бога (14:3), ангелам перед троном Бога (7:11) и двадцати четырем старцам перед престолом Бога (5:8). Разве не логично предположить, что слово enopion имеет тот же смысл, когда оно употребляется применительно к великому множеству перед престолом Бога (7:9)?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Обратите внимание на то, что сказано об этом великом множестве в Откровении 7:15: “За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его…” (курсив автора). Где же находится этот Божий “храм”? Покажите Свидетелю Иеговы, что в Откровении 11:19 говорится о “храме Божием на небе” (курсив автора). В Откровении 14:17 мы читаем: “И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе…” (курсив автора).

                Если великое множество служит Богу день и ночь в Его храме (Откровение 7:15) и если храм находится на небесах  (Откровение  11:19; 14:17), то великое множество находится на небесах, а не на земле, как старается нас убедить Общество Сторожевой Башни [46]. Великое множество находится “пред престолом и пред Агнцем”, и они служат Богу день и ночь “в храме Его”, который находится “на небе”. Что может быть яснее? Утверждать, что великое множество находится на земле, значит полностью игнорировать контекст 7-й и 14-й глав Откровения.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     “Великое множество” день и ночь служит Богу в Его храме (Откровение 7:15). Храм Бога находится на небе (Откровение 11:19; 14:17). Разве это не означает, что великое множество находится на небесах?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Вот еще один довод, который может оказаться эффективным в беседе со Свидетелем Иеговы. Откровение 19:1-2 — хорошее параллельное место к нашему отрывку: “После этого услышал я громкий голос как бы великого множества на небе. Они говорили: “Восхваляйте Иаг! Спасение, слава и сила принадлежит Богу нашему”” (ПНМ). Заметьте: здесь сказано, что великое множество находится “на небе” [47].

                Попросите Свидетеля Иеговы прочесть Откровение 19:1-2 вслух и…

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Где, согласно Откровению 19:1, находится великое множество? На небе или на земле?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

 

Матфея 6:10 — Рай на Земле?

 

                Учение Сторожевой Башни. Матфея 6:10 в “Переводе нового мира” звучит так: “Да придет царство твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Общество Сторожевой Башни часто ссылается на этот стих в доказательство того, что “другие овцы” (они же “великое множество”) проведут вечность в земном раю, а не на небесах.

                Авторы книги Reasioning from the Scriptures спрашивают: “Какова воля Бога в отношении земли?” [48]. В качестве ответа они приводят два библейских стиха:

 

·         “Бог благословил их, и Бог сказал им: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над летающими тварями небесными, и над всякой живой тварью, пресмыкающейся по земле”” (Бытие 1:28 ПНМ, перев. с английского).

·         “Ибо вот, что сказал Иегова, Творец небес, Он — [истинный] Бог, Образовавший землю и Создавший ее, Он — Утвердивший ее, сотворивший ее не напрасно, образовавший ее для того, чтобы на ней жили: “Я Иегова, и нет иного”” (Исаия 45:18 ПНМ, перев. с английского).

 

                Поскольку Бог хочет, чтобы земля была населена и находилась под властью человека, и поскольку в Матфея 6:10 есть просьба о том, чтобы воля Бога совершилась на земле, — очевидно (говорят Свидетели), что этот стих представляет собой молитву об установлении земного рая, в котором человек обитал бы вечно.

                Библейское учение. Когда Иисус подал ученикам пример молитвы: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”, — действительно ли Он учил их молиться о земном рае, в котором люди будут обитать вечно? Вовсе нет! Это типичный пример эйзогезы (привнесения  в текст чуждого смысла) в противоположность экзегезе (извлечению из текста его истинного смысла). Читая этот стих без “помощи” публикаций Сторожевой Башни, вы и за миллион лет не додумаетесь до такого толкования, и не увидите никакой связи между этим отрывком и текстом Бытия 1:28 и Исаии 48:15! В Матфея 6:10 попросту нет и намека на земной рай.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Можете ли вы из контекста Матфея 6:10 доказать, что в этот стих изначально была заложена связь с текстом Бытия 1:28 и Исаии 48:15?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Как показывает простое прочтение Матфея 6:10 (в контексте), Иисус учил апостолов молиться о том, чтобы воля Бога, которая уже совершенным образом осуществляется на небе, осуществилась бы и на земле — в сфере обитания падшего, грешного человечества. Алва Дж. Макклейн замечает: “Хотя Царство Божие [в духовном смысле] уже правило над всем, разница между осуществлением этого правления “на небе” и “на земле” все же существовала. Эта разница проистекает из того факта, что на земле существуют мятеж и грех” [49]. Таким образом, эта часть Молитвы Господней выражает очень насущную нужду христиан, живущих на земле. Эта нужда состоит в том, чтобы Бог разобрался со всеми, кто сопротивляется и Его воле и восстает против нее.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Поскольку земля представляет собой место обитания падшего и грешного человека, разве не правомерно с нашей стороны просить Бога о том, чтобы Его воля осуществлялась на земле так же, как это уже происходит на небесах?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                В конечном итоге, эта молитва — которая, начиная с первого века, бесчисленные миллионы раз звучала из уст христиан по всему миру — получит полный и совершенный ответ. Это произойдет, когда Бог, наконец, положит конец мятежу человека его греховным последствиям, и, таким образом, окончательно установит полноту Царства Божьего, в котором воля Бога на земле будет исполняться в той же степени, что и на небе [50]. В тот грядущий момент времени Бога будут слушаться все люди, во всем мире.

                Исходя из всего, что Христос говорил на протяжении остального Писания, мы можем быть уверены, что в конце концов Он исполнит эту молитву. В Матфея 28:18 Он сказал: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (курсив автора). Христос обладает всей полнотой власти над обеими сферами. И когда Он вновь придет в славе как Царь царей и Господь господствующих (Откровение 19), Он сокрушит всякое сопротивление Его суверенной воле.

 

Псалом 36:9, 11, 29 — Рай на Земле?

 

                Учение Сторожевой Башни. Псалом 36:9, 11, 29 в “Переводе нового мира” звучит так: “Ибо сами делающие зло будут отсечены, но те, кто надеется на Иегову, — они будут владеть землей... Но сами кроткие будут владеть землей, и они найдут высшее наслаждение в изобилии мира... Сами праведники будут владеть землей, и они будут обитать на ней вечно” (перев. с английского, курсив автора).

                Как утверждается в книге Reasoning from the Scriptures, эти стихи доказывают, что не все хорошие люди попадут на небеса [51]. Некоторые будут жить вечно на земле. Эти стихи также показывают, что человеку не нужно быть на небесах, чтобы обрести поистине счастливую жизнь. “Большинство служителей Иеговы сегодня имеют прекрасную надежду вечно жить на райской земле” [52].

                Библейское учение. Изучение 36-го Псалма целиком показывает, что в нем говорится не об отдаленном будущем, когда Бог устранит всех грешников и позволит праведникам жить на райской земле. Скорее, псалмопевец говорил о чем-то, что было знакомо его современникам (и будущим поколениям). Грешники должны быть отсечены еще при его жизни; праведные еще при его жизни должны обрести благословение в земле обетованной [53].

                Очень важно знать, что еврейское слово, переведенное как “земля”, в этом контексте использовано в значении “страна” — точнее, “страна иудейская, навеки данная Самим Богом в наследство их отцам и их потомству” [54]. Хотя в Ветхом Завете еврейской слово ’eres часто переводится как “земля”, оно нередко употребляется и в значении “страна”. Лексикограф У. Вайн объясняет:

 

Слово ’eres относится не только ко всей поверхности планеты, но также используется и для обозначения некоторых частей земли. В нашем языке это значение передается такими английскими понятиями как земля, страна, местность и почва. Довольно часто слово ’eres означает территорию, заселенную каким-то народом или коленом... Об Израиле сказано, что он живет в земле Господа (Левит 25:23; Осия  9:13). Когда люди подошли к ее границе, Моисей напомнил им, что эта земля будет принадлежать им лишь потому, что Господь прогнал другие народы, “чтобы дать тебе землю их в удел” (Второзаконие 4:38). Моисей обещал, что Бог сделает почву этой земли плодородной, “даст земле вашей дождь”, и она станет “землей плодоносной”, “землей, в которой течет молоко и мед” (Второзаконие 11:13-15; 8:7-9; Иеремия 2:7) [55].

 

                Очевидно, что еврейское слово ’eres в настоящем контексте употреблено применительно к обетованной земле, а не будущей райской земле. И главная проблема, которой посвящен этот псалом, состоит в следующем:

 

Кто “унаследует землю” (стт. 9, 11, 22, 29), то есть будет продолжать жить и насаждаться благословениями Господа в обетованной земле? Будут ли это нечестивые, которые злоумышляют (ст. 12), лукавят (стт. 7, 32), не отдают долги (ст. 21), силой завоевывают власть и богатство (ст.14) и производят впечатление преуспевающих людей (стт. 7, 16, 35)? Или же это будут праведные, которые надеются на Господа (стт. 3, 5, 7, 34), кроткие (ст. 11), непорочные (стт. 18, 37), милостивые (стт. 21, 26) и миротворцы (ст. 37) — люди, из чьих уст исходит нравственная мудрость, свидетельствующая о размышлении над Божьим законом (стт. 30, 31)? [56]

 

                Однозначный ответ, данный в этом псалме, таков, что именно праведные наследуют землю обетованную и там примут Божье благословение.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Знаете ли вы, что еврейское слово, переведенное в 36-м Псалме как “земля”, в Ветхом Завете часто употребляется в значении “страна”, и  что именно этим словом в Ветхом Завете называется земля обетованная, которую Бог дал Израилю?

·     Не считаете ли вы, что контраст между праведными и нечестивыми обретает реальный смысл, если в этом Псалме говорится о “наследовании” обетованной земли?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Если такое прочтение текста верно, в чем же тогда смысл 29-го стиха, в котором сказано: “Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек” (курсив автора)? Вопреки учению Общества Сторожевой Башни, эти слова не означают, что будет существовать земной класс людей, вечно живущих в земном раю, и отличный от класса помазанников, живущих на небесах.

                По мнению большинства самых уважаемых гебраистов, еврейское слово ’ad (“вовек”) в Ветхом Завете часто обозначает необозримое будущее [57]. Отсюда, фраза “обитать вовек” означает попросту “обитать с настоящего момента до необозримого будущего”. Эта фраза представляет собой привычный для еврее способ выразить мысль, что жившие в тот момент израильтяне — равно как и их дети и дети их детей — всю свою жизнь проведут в земле обетованной. Из поколения в поколение праведные будут наслаждаться благословениями в земле обетованной в течение необозримого периода времени. Нечестивым же уготовано прямо противоположное будущее, ибо, как сказано в предыдущем стихе: “…потомство нечестивых истребится” (стих 28).

 

Псалом 113:24 - Рай на Земле

 

                Учение Сторожевой Башни. Псалом 113:24 в “Переводе нового мира” звучит так: “Что касается небес, то Иегове принадлежат небеса, но землю он дал сынам человеческим” (перев. с английского). Участью среднего Свидетеля Иеговы — “другой овцы”, не принадлежащей к числу помазанников, — опять назван земной рай.

                Публикация Сторожевой Башни Let Your Name Be Sanctified комментирует этот стих так: “Итак, цель, поставленная перед Адамом и Евой, была исключительно земной: дожить до момента, когда вся земля наполнится их большой семьей, миллиардами потомков, и продолжать вечно жить вместе с ними в совершенном счастье в раю, который покроет всю землю. Иегова Бог сказал им, что таков его замысел для них” [58].

                Библейское учение. Бог действительно отдал землю людям. Но каков контекст сказанного в 24-м стихе 113-го Псалма? Говорит ли этот стих лишь о небольшой части человечества — земном классе верующих, отличном от класса помазанников? Речь явно не об этом; здесь сказано, что Бог дал землю всей человеческой расе — без исключений и различий.

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     Где в Псалме 113:24 есть какое-либо указание на то, что в этом стихе говорится лишь о небольшой части человечества, а не обо всей человеческой расе?

 

__________________________________________________________________________________________________

 

                Поскольку в Псалме 113:24 речь идет обо всех человеческих существах, — это ясно из контекста — в каком же смысле Бог дал им землю? Представляется вполне очевидным, что Он дал землю смертным людям в качестве места обитания и место, которым они должны управлять. В Бытии 1:28 сказано: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”.

                Эта же самая мысль отражена в Псалме 8:6-8:  “Поставил его [человека] владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волков, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями” [59]. В свете подобных отрывков вполне очевидно, что в Псалме 113:24 речь идет о смертных людях и жизни смертных на земле (до момента смерти).

                Объяснив все это Свидетелю Иеговы, укажите ему на соответствующие цитаты из Нового Завета, в которых говорится, что небесная участь ждет всех истинных верующих. Писание ясно говорит о том, что небеса уготованы всем верующим в Иисуса Христа, а не только избранной группе из 144 000 помазанников (Ефесянам 2:19; Филиппийцам 3:20; Колоссянам 3:1; Евреям 3:1; 12:22; 2 Петра 1:10-11). Иисус обещал: “Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет” (Иоанна 12:26, курсив автора). Все верующие во Христа — наследники вечного царства (Галатам 3:29; 4:28-31; Титу 3:7; Иакова 2:5).

                Попросите Свидетеля Иеговы прочесть вслух Иоанна 12:26, а затем…

 

______________Спросите...__________________________________________________________________________

 

·     В свете сказанного в Иоанна 12:26: “Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там [на небесах]  и слуга Мой будет” (курсив автора) — разве не очевидно, что всякий следующий за Христом может надеяться на небесную участь?

 

 _____________________________________________________________________________________________     



* В сегодняшних публикациях Сторожевой Башни эта мысль выражается более осторожно: “Скорее всего, полное число членов духовного Израиля, “малого стада”, уже набрано” (Сторожевая башня, 1 сентября 2000 г., с. 22, курсив мой). Ранее же руководители Общества говорили об этом с большей уверенностью: “В отчете из “Ежегодника Свидетелей Иеговы” за 1939 год говорилось: “Теперь на земле осталось немного помазанных последователей Христа Иисуса, и их число никогда не увеличится…”” (Сторожевая башня, 1 февраля 1999 г., с. 18, курсив мой).

                И все же в наши дни к числу “помазанников” изредка продолжают присоединяться новые Свидетели Иеговы. В 1970 году Фредерик Франц — будущий четвертый президент, а тогда еще только вице-президент Общества, — прокомментировал это явление так: “Нет, сбор завершен!.. Он завершился в 1931—1935 годах! Дополнительного сбора не будет. Но кто же тогда те немногие, которые недавно стали принимать от символов на Вечере воспоминания? Если они принадлежат к остатку, то они из числа замены! Они не дополняют класс помазанников, а заменяют тех, кто отошел [от истины]” (Сторожевая башня, 1 февраля 1999 г., с. 19; см. тж. Сторожевая башня, 15 февраля 1998 г., с. 20). — Прим. науч. ред.

* См. сноску на стр. …



[1]

[2]

[3] Сторожевая башня, 1 января 1999 г., с. 20.

[4] Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200; Объединены в поклонении единому истинному Богу (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 112.

[5] Ты можешь жить вечно в раю на земле (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), с. 172-174.

[6] Там же, с. 124; см. тж. Истина, ведущая к вечной жизни (Watchtower Bible and Tract Society, 1969), с. 77.

[7] Сторожевая башня, 1 марта 1999 г., с. 15; см. тж. Сторожевая башня, 15 февраля 1998 г., с. 16-17.

[8] Сторожевая башня, 1 января 1997 г., с. 9.

[9] Эти положения позаимствованы из работы Robert M. Bowman,Only for the 144,000?” (Christian Research Institute).

[10] Сторожевая башня, 15 августа 1997 г., с. 14.

[11] Сторожевая башня, 15 января 2001 г., с. 19.

[12]

[13] Жизнь — как она возникла? (Watch Tower Bible and Tract Society, 1992), с. 234.

[14] Сторожевая башня, 1 мая 1999 г., с. 13.

[15]

[16] Сторожевая башня, 1 ноября 1999 г., с. 7.

[17] На самом ли деле Бог заботится о нас? (Watch Tower Bible and Tract Society, 1992), c. 3-4.

[18]

[19] Сторожевая башня, 1 октября 1998 г., с. 31.

[20] Сторожевая башня, 1 сентября 2000 г., с. 23.

[21] Сторожевая башня, 1 декабря 1999 г., с. 11.

[22] Сторожевая башня, 15 февраля 1998 г., с. 20.

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

[39]

[40] Сторожевая башня, 15 февраля 1998 г., с. 19.

[41] Сторожевая башня, 1 сентября 2000 г., с. 22.

[42]

[43]

[44]

[45]

[46]

[47]

[48]

[49]

[50]

[51]

[52] Сторожевая башня, 15 июля 1999 г., с. 18.

[53]

[54]

[55]

[56]

[57]

[58]

[59]

Hosted by uCoz